logo
Философия1

1. От капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права

'I

-t

/:>

Л

•ill

i* MC

Of-

Право и государство, согласно марксистскому историко-мате-: риалистическому учению, являются надстроечными явлениями (фор­мами), обусловленными базисными (производственными, экономи­ческими) отношениями частнособственнического общества. Право­вые отношения (и право в целом) возникают, по Марксу, из эконо­мических отношений частной собственности, обслуживают эти от­ношения, являются необходимой формой их выражения и суще­ствования. Поэтому марксистское негативно-коммунистическое от­ношение к частной собственности полностью распространяется и на все надстроечные явления (право, государство и т. д.), порож­денные частнособственническим способом производства, оформляю­щим и обслуживающим его.

В контексте такого историко-экономического материализма и в целом социальной философии марксизма право как обусловлен­ная надстроечная форма не имеет собственной сущности, собствен­ной ценности, собственной истории. Уничтожение собственности по существу предопределяет и судьбу права.

Для Маркса, а затем и Ленина, вопрос о послекапиталистиче-ских судьбах права как буржуазного феномена — это второстепен­ный, обусловленный и подчиненный момент того процесса, сущест­во которого состоит в преодолении частнособственнических (эконо­мико-стоимостных и товарно-денежных) отношений, порождающих право, правовую идеологию и всевозможные правовые иллюзии. Поэтому данный вопрос ставится и трактуется Марксом в связи с прогностическим анализом проблемы распределения продуктов по­требления в условиях будущего нетоварного строя, возникающего в результате революционного отрицания частной собственности и капитализма в целом.

Формы распределения (правовые или неправовые) обуслов­лены, согласно Марксу, способом самого производства. "Всякое рас­пределение предметов потребления, — поясняет он, — есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Рас­пределение же последних выражает характер самого способа про-

114