logo
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

227

эти буржуазные формы были все-таки вынужденно допущены при нэпе, там мы имеем дело с подлинными буржуазными феноменами в их неподлинном существовании, функционировании, использовании.

Действительно в условиях социализации и диктатуры проле­тариата всякое правовое (равным образом и публично-властное, государственное) начало неизбежно оказывается и может быть по сути лишь чем-то буржуазным, антипролетарским, антисоциали­стическим, антидиктатурным, антипартийным, антисоветским.

Отсутствие подлинного права и государства при диктатуре пролетариата Пашуканис (как и другие марксистские авторы) по существу пытался изобразить как наличие нового, "неподлинного", советского права и государства. Причем это фактическое отсутст­вие права и государства посредством идеологической филологии (с помощью кавычек и чисто словесных конструкций вроде "непод­линного" права, "права" и "государства" в кавычках, "полугосу­дарства", "буржуазного" права в кавычках и т. д.) выдается за их "отмирание".

Весь этот идеологический туман с мнимым "отмиранием" от­сутствующих феноменов постоянно витал над всем марксистским подходом к судьбам права и государства после пролетарской рево­люции и определял тот неизменный горизонт советского правове­дения и государствоведения, под сводами которого все зависело от изменчивой политической конъюнктуры.

В этой системе координат логически последовательная теория просто невозможна, и пример Пашуканиса в этом плане весьма показателен. Признание им наличия "советского права" и "проле­тарского государства"1, с одной стороны, искажало реалии дикта­туры пролетариата, позитивистски и примиренчески этатизирова-ло и юридизировало их, а с другой стороны, прямо противоречило тому его марксистско-социологическому подходу, положения кото­рого (в той или иной конъюнктурной модификации) он продолжал повторять и отстаивать. Все это еще больше запутывало обсуждае­мые вопросы, поскольку повторяемые им общеконцептуальные по­ложения (заимствованные у Маркса), представляя собой пролетар-ско-идеологическую критику буржуазного права и государства, коммунистическое отрицание права и государства вообще как бур­жуазных явлений и категорий, вовсе не годились в качестве теории (или компонентов теории) нового послебуржуазного, пролетарского государства и права, каковых как раз и не было ни в марксистском прогнозе, ни в реальной действительности.

Для двойственности, внутренней противоречивости позиции Пашуканиса очень характерно то обстоятельство, что признание "советского права" сочетается у него с отрицанием в нем собствен­но правовых (т. е. подлинно буржуазно-правовых) элементов в ус-

1 Там же. С. 184.

I

228 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ловиях частичного и временного допущения буржуазного права вместе с буржуазным укладом при нэпе.

В духе ленинского положения ("мы ничего частного не призна­ем") Пашуканис, обосновывая ограничительное толкование статей 1 и 4 ГК РСФСР в вопросе о субъективной правоспособности (т. е. по сути — антиправовое толкование этих общих статей), в упомя­нутой публикации 1927 г. подчеркивал: "... Мы не признаем ника­кой абсолютной правоспособности, никаких неприкосновенных субъективных частных прав. Ибо эта неприкосновенность есть не­прикосновенность капиталистической эксплуатации, а наша Ок­тябрьская революция подрубила корни этой эксплуатации (нацио­нализация земли, банков, крупной промышленности, транспорта, внешней торговли и т. д.) и оставила в наследство задачу выкорче­вать капитализм окончательно. Закон того государства, которое ставит себе эту задачу, не может признавать абсолютных и не­прикосновенных частных прав, — это не может вызывать никаких сомнений"1.

Все это действительно не вызывает никаких сомнений в отно­шении и частных прав, и тем более — публичных прав индивидов. Но если это так даже в ситуации нэповской рецепции элементов подлинного (буржуазного) права, то о каком "советском праве" (о "праве" без реального субъекта права, правоспособности, право-субъектности и т. д.) и о каком "пролетарском государстве" (о "по­лугосударстве" без публично-правовой власти) может идти речь?

Не вызывает сомнений и неправовой характер велений и уста­новлений диктатуры пролетариата — "закона того государства", цель которого — выкорчевывание капитализма и права. Правовое значение закона "пролетарского государства", а вместе с тем и пра­вовое содержание "советского права" в предлагаемом Пашукани-сом толковании ГК РСФСР носят чисто негативный (антиправовой, правоотрицающий) характер. Об этом свидетельствует и тот поли­тико-идеологический принцип (интересы победы социализма), ко­торый он обосновывает в качестве высшего критерия при толкова­нии допущенных при нэпе гражданских прав. "За истекшее с 1921 г. время, — отмечал он в 1927 г., — наше "продвижение к социализму на рельсах нэпа" как-никак сделало значительный шаг вперед, и теперь уже давно пришла пора для советского юриста сделать вер­ховным критерием в своей догматической и правно-политической установке не развитие производительных сил само по себе, но пер­спективу победы социалистических элементов нашего хозяйства над капиталистическими"2.

Получается абракадабра, не лишенная, однако, сходства с ре­альностью: советский закон при нэпе предоставляет частнохозяй-