logo
Философия1

7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как "правовое государство"

Подобные взгляды в середине 20-х годов развивал А. Малиц-кий. В обоснование правового характера диктатуры пролетариата он в работе "Советская конституция" приводил следующие сообра­жения: "подчиненность всех органов государственной власти веле­нию закона, т. е. праву, носит название "правового режима", а само государство, проводящее правовой режим, называется "правовым государством"; "советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового ре­жима"1.

При этом Малицкий, отождествлявший право и закон, весьма вольно (даже для легиста) трактовал само понятие "правовое госу­дарство", поскольку "правовым" у него оказывалось любое "го­сударство" (точнее говоря — любая политическая власть, в том числе — партийно-политическая, диктаторская и т. д.), где есть "законы", хотя бы в виде приказных норм различных органов дик­татуры пролетариата.

То классовое понимание права и государства, которого при­держивался (вместе с другими представителями марксистско-ле­нинского учения о государстве и праве) Малицкий, фактически от­рицало принципы правового государства, а тем более — их совмес­тимость с системой институтов и норм диктатуры пролетариата. Отсюда — внутренняя противоречивость и в целом несостоятель­ность (теоретическая и практическая) его интерпретации диктату­ры пролетариата как государства правового.

Общее определение права Малицкого находилось под замет­ным влиянием позиции Стучки, но с большим выделением норма­тивного аспекта. "Право, — писал он, — есть порядок обществен­ных отношений, устанавливаемый господствующим классом в сво­их классовых интересах и охраняемый организованною силой этого класса. Право как порядок, или иначе правопорядок, выражается в определенных правилах поведения, защищаемых организованною силою господствующего класса: в правовых нормах. Совокупность правовых норм называется положительным правом, т. е. правом, которое установлено господствующим классом, предписано этим классом"2.

Такое легистское правопонимание дополняется у Малицкого положением о том, что именно государство (т. е., согласно марксист­ско-ленинской позиции Малицкого, организованная сила господ­ствующего класса и машина для подавления подчиненного класса) является творцом права. Поясняя своеобразие отношений между

1 Малицкий А. Советская конституция. Харьков, 1924. С. 27, 28.

2 Малицкий А. Советская конституция. 2-е изд. Харьков, 1925. С. 5.

258 Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

советским "правовым государством" и индивидами, он отмечал: "Следовательно, создателем права является государство, оно же является и источником прав отдельных личностей. Таким образом, не личность жертвует часть своих прав государству, но само госу­дарство наделяет граждан правами, т. е. государство определяет личности сферу ее свободы в деле проявления ею своей инициати­вы, но и эту инициативу личность может проявлять и свою, предос­тавленную ей государством, свободу осуществлять не исключи­тельно в своих личных интересах, но в интересах общих, всего коллектива, или, как неоднократно говорит нам закон: "в целях развития производительных сил"1.

Такие октроированные (дарованные "государством" диктату­ры пролетариата) "права личности" в условиях советского строя даже в трактовке Малицкого предстают как чистая фикция. Он откровенно подчеркивает, что советский гражданин "получает свои права... не ради своих милых глаз, не на основании своего рождения и не для достижения своих личных целей, но от государства, из рук господствующего класса, в интересах общественных, в целях осу­ществления своих обязанностей, лежащих на нем как на члене общества, как на участнике в процессе производства и распреде­ления"2.

В соответствии с логикой изображенного Малицким советского "правового государства" получается, что гражданину даны (даро­ваны) права лишь для того, чтобы он выполнял предписанные ему обязанности по отношению к государству, коллективу и т. д. "По­этому, — поясняет он, — в Советской Республике права как граж­данские, так и публичные должны рассматриваться как средства для осуществления гражданином его официальных функций, его общественных обязанностей. Это значит, что право, принадлежа­щее личности, есть не столько свобода личности, сколько ее обще­ственная обязанность. Право как обязанность — вот коренное отли­чие взгляда социализма на субъективные права личности от воз­зрения на них буржуазной доктрины Запада. А раз гражданин по­лучает свои права, т. е. границы своей свободы, из рук государства, то буржуазный принцип: "Все, что не запрещено законом, счита­ется дозволенным" в советском строе должен уступить место об­ратному положению: "Дозволено лишь то, что по законам разре­шено", так как носителем и источником прав является не личность, но государство"3.

Своим толкованием т. н. "прав личности" при диктатуре про­летариата Малицкий весьма убедительно опровергает свой основной

1 Там же. С. 48.

2 Там же. С. 49.

3 Там же.