logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

ла бы такими недостатками, как неопределенность (из-за отсутст­вия критерия о действии или бездействии соответствующего пра­вила), статичность (из-за отсутствия возможности приспосабливать правила к изменяющимся обстоятельствам), недейственность ее социального давления (из-за отсутствия инстанции, которая могла бы окончательно и авторитетно решить, будет или нет определен­ным действием нарушено какое-то правило).

Эти недостатки можно преодолеть, по Харту, с помощью вто­ричных правил, которые действуют как правила о правилах. Так, средством против неопределенности является введение правила признания, которое определяет, как должно быть создано правило, чтобы оно могло быть правилом системы права. Таким правилом признания в простейшем случае может быть авторитетно установ­ленный список (реестр) первичных правил с указанием условий, при которых действуют другие нормы. Средством против статично­сти правовой системы служит введение правил изменения, кото­рые управомочивают индивидов или группы вводить в правовую систему новые правила и отменять старые. Недейственность систе­мы из первичных правил преодолевается с помощью правил реше­ния, которые придают определенным инстанциям полномочия ав­торитетно устанавливать, нарушено ли какое-то первичное прави­ло или нет.

В сложных правовых системах правило признания — это не какое-то одно правило, содержащее критерии для действия пер­вичных правил, а целый ряд правил признания, образующих слож­ную иерархию (из норм Конституции и законодательства). Прави­ло признания, которое дает критерии для действия всех других правил системы, Харт называет "последним правилом". Оно дает высший критерий для действия правил системы.

В отличие от гипотетической "основной нормы" Кельзена "по­следнее правило" Харта носит фактический характер и само явля­ется правом (действующим правовым правилом).

Соединение (союз) первичных и вторичных норм дает право (правовую систему). Для существования правовой системы, резю­мирует Харт, необходимо и достаточно два минимальных усло­вия: "Во-первых, правила поведения, действительность которых установлена последним и высшим критерием системы, должны со­блюдаться всеми, а, во-вторых, правила признания для критериев правовой действительности, правила изменения и правила реше­ния должны действенно восприниматься служащими в качестве всеобщего публичного стандарта официального поведения"1.

В хартовском структурном толковании права отчетливо при­сутствует ряд неопозитивистских идей и установок кельзеновского нормативизма.