logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Разумность закона в интерпретации Аристотеля означает его правильность и правомерность, его соответствие политической спра­ведливости и праву. Закон разумен, поскольку в нем правильно выражена его политическая природа, идея права1.

Вместе с тем разумность закона в трактовке Аристотеля озна­чает, что его требования свободны от аффектов и эгоистических интересов, присущих людям вообще и властителям в особенности. Поэтому в поисках справедливости следует обращаться к чему-либо нейтральному, а "это нейтральное и есть закон" (Политика, III, 11, 6, 1287 в 6). Нейтральность закона здесь означает его над-личностный, надперсональный характер, одинаковое возвышение закона над всеми, общеобязательность его велений и запретов.

Закон, будучи общей мерой, не может предусмотреть все воз­можные конкретные случаи жизни. Когда частный случай не под­ходит под общее положение закона, необходимо исправить недос­таток и восполнить пробел, оставленный законодателем.

Подобное преодоление отрицательных последствий общего ха­рактера закона Аристотель называет правдой. "Такова природа правды: она заключается в исправлении закона в тех случаях, где он, вследствие своей общности, неудовлетворителен" (Этика, V, 14). Правда тоже справедлива, хотя и не в смысле буквы закона, а в духе справедливого законодателя. Праведный человек, даже имея законное право на своей стороне, не придерживается буквы закона во вред ближнему, а применяет его свободно, как поступил бы сам законодатель, знай он этот случай.

В целом философско-правовая концепция Аристотеля пред­стает как определенный синтез и дальнейшее развитие предшест­вующих подходов. Так, софисты в своей интерпретации положения о человеке как "мере всех вещей" в той или иной форме склоня­лись к неизбежной субъективизации и релятивизации представле­ний о справедливости, праве, законе. Чтобы справиться с этой труд­ностью, Сократ и Платон, отстаивавшие объективный характер политических и правовых явлений, вновь — в противоположность софистам — стали апеллировать к богу как мере всех вещей. В концепции Аристотеля эти два направления поисков — поиски со­фистами человеческой основы меры в политических и правовых явлениях и сократовско-платоновские поиски начал, определяю­щих объективный характер меры в человеческих отношениях, —• соединяются и синтезируются благодаря представлению о полити­ческой природе человека, трактуемой в качестве естественно-чело-