logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Подобные философско-правовые идеи и положения, согласно Смиду, должны найти свое преломление и в такой области право­ведения, как юридическое учение о методах изучения и трактовки действующего права.

Ряд исследователей как философию права трактуют науку о естественном праве. Подобный подход получил заметное распро­странение среди испанских авторов.

Так, испанский правовед IL Бельда1 считает, что наука о естест­венном праве как философская дисциплина занимается вопросом о всеобщем порядке Вселенной и теми обязательствами, которые при­рода накладывает на человека (в их отличии от общественных обяза­тельств человека). Задача состоит в том, чтобы поведение человека в обществе привести в соответствие с требованиями его природы.

Соглашаясь с определением Монтескье законов как необходи­мых отношений, вытекающих из "природы вещей", Бельда различа­ет законы космологические (законы материального мира — законы физики, химии и т. д.) и ноологические (законы духовного мира — законы логики, истории, морали и т. д.)2. Человеческая деятель­ность, отмечает он, подчинена как законам физики, так и логики. Нормы права отличаются от морали своей общеобязательностью.

Естественное право Бельда трактует как основу позитивного права, необходимость которого обусловлена абстрактностью есте­ственного права и отсутствием в нем санкций, а также потребно­стями борьбы против произвола и обеспечения юридической безо­пасности. При установлении норм позитивного права, согласно Вель­де, необходимо учитывать требования естественного права, иде­альные цели, исторические традиции, физические, биологические, психологические факторы3.

Среди конкретных естественных прав человека он называ­ет право на жизнь и личную целостность, право на личное досто­инство (включая сюда принцип равенства всех перед законом, принцип равных возможностей для всех людей, независимо от расовых, национальных и иных различий, принцип равенства муж­чин и женщин), право на труд и право на личную свободу. Из естественного права в современных условиях, согласно трактовке П.Бельды, вытекает как обязанность родителей дать образование своим детям, так и обязанность последних подчиняться родите­лям в данном вопросе.

Профессор философии права Севильского университета Х.Ф. Лорка-Наваретте видит задачу философского учения о праве в исследовании сущности права и взаимосвязей права с другими со­циальными явлениями, в обосновании принципов естественного пра-

1 Belda P. Derecho natural. Madrid, 107f

2 Ibid., p. 3. ЛМ j&bafi

3 Ibid., p. 8—12, 74—80. "f