logo
Философия1

Глава 4. В поисках новых подходов к праву

г 1. Широкий подход к праву

4 Уже с середины 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, в обстановке определенного смягчения политического режима и идеологической ситуации в стране, некоторые юристы старшего поколения воспользовались появившейся возможностью отмежевать­ся от определения права 1938 г., начали критику позиций Вышин­ского и предложили свое понимание и определение социалистиче­ского права1.

В противовес "узконормативному" определению права Вышин­ским и его последователями было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, АА. Пионтковский) или как единства правовой нормы, правоотно­шения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко).

При этом правоотношение (и связанное с ним субъективное право — в трактовках Кечекьяна и Пионтковского) и соответствен­но правоотношение и правосознание (согласно Стальгевичу и Ми­коленко) предстают как реализация и результат действия "право­вой нормы", производные от нее формы и проявления права. Ис­ходный и определяющий характер "правовой нормы", т. е. норма­тивность права в смысле определения 1938 г. и последующей "офи­циальной" традиции, следовательно, продолжали признаваться, но эту нормативность предлагалось дополнить моментами ее осущест­вления в жизни.

Правоотношения, пояснял Кечекьян, являются результатом осуществления норм права, закрепляющих определенный порядок отношений. И складывающийся в обществе правопорядок нельзя понимать просто как совокупность действующих в данном общест-

1 См.: Кечекьян С.Ф. Нормы права и правоотношения // Советское государство и право, 1955, № 2; Он же. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958; Пионтковский A.A. Некоторые вопросы общей теории государства и права // Со­ветское государство и право, 1956, № 1; Он же. К вопросу о взаимоотношении объективного и субъективного права // Советское государство и право, 1958, № 5; Он же. К вопросу об изучении общенародного права // Советское государство и право, 1962, №11; Он же. Юридическая наука, ее природа и метод // Советское государство и право, 1965, № 7; Стальгевич А.К. Некоторые вопросы теории социа­листических правовых отношений // Советское государство и право, 1957, № 12; Он же. Ценная книга // Советское государство и право, 1965, № 7; Миколенко Я.Ф. Право и формы его проявления // Советское государство и право, 1965, № 7.

312 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ве правовых норм. Правопорядок — это не просто нормы права, а нормы права в их осуществлении, вместе с конкретными правами, обязанностями, сетью правоотношений, соответствующих нормам права1. "По нашему мнению, — писал Кечекьян, — в определении права как совокупности норм подразумевается, что речь идет о нормах, реализуемых в правоотношениях, что единство нормы права и правоотношений исключает необходимость отдельно говорить о каждом из этих явлений в определении права"2.

Возможно, что сам Кечекьян, выступая на Совещании 1938 г. за данное определение, и подразумевал единство нормы права и правоотношений, но ни на Совещании, ни позже (до 1955 г.) этого положения не формулировал. Гораздо важнее то, что само опреде­ление Вышинского, принятое в 1938 г. и ставшее общеобязатель­ным, такого единства как раз и не подразумевало, да и не могло подразумевать. Во всяком случае сторонники такого "правопони-мания" иначе трактуют связь нормы права и правоотношения. Не­случайно они сразу же усмотрели (по существу правильно) в поло­жениях Кечекьяна (а затем и Пионтковского) о единстве нормы права и правоотношений "включение в понятие права правовых отношений, сведение так или иначе права к правоотношению", в результате чего "в понятие права включаются, помимо норм права, также и правоотношения"3.

Согласно интерпретации Кечекьяна, нормы права — не само­цель, а средство закрепления определенного правопорядка. В этой связи он подчеркивал, что "правоотношение — результат действия норм права не в том смысле, что это какой-то побочный продукт действующих норм права, а в том смысле, что это тот результат, ради которого установлены нормы права, тот результат, без которого нормы права лишены смысла"*.

Эти и другие утверждения Кечекьяна подразумевают наличие правовой действительности, настоящего права, правовой нормы и т. д., — т. е. то, чего как раз не было (ни при Вышинском или Ке-чекьяне, ни позже) в той реальной ситуации тоталитарного социа­лизма, к которой относилось официальное "узконормативное" оп-

т