logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

правовой формы и правового содержания для отдельного естест­венного права), а реализацию этой модели, ее воплощение в виде особенного естественного права с определенной формой и опреде­ленным содержанием.

Универсальный естественноправовой принцип (а равным об­разом — универсальное понятие и универсальная модель естест­венного права) в силу своей абсолютной ценностной природы во­площает собой всеобщую абстракцию ценности, но не сводится к какой-то одной определенной ценности (например, справедливости, равенству, разумности, истинности, достоинству человека и т. д.) либо к какой-то конкретно определенной их совокупности. Абст­ракция безусловной и абсолютной ценности естественного права вообще, т. е. абстрактной идеи естественного права, остается здесь (на уровне универсального принципа, понятия и модели естествен­ного права) совершенно не конкретизированной в виде определен­ных правообразующих ценностей, хотя вместе с тем ни одна из возможных таких ценностей и не отрицается.

Выбор определенной ценности (например, справедливости, если брать самый распространенный случай) и содержательная трактовка ее правообразующего смысла (как господства сильных — у Фрасимаха и Калликла, как той или иной формы равенства — у Платона, Аристотеля, римских юристов и т. д.) осуществляется на уровне отдельной концепции естественного права.

Поэтому, например, справедливость (или любая другая опре­деленная ценность, скажем, равенство, достоинство человека, ра­зумность и т. д.) — это не универсальный естественноправовой прин­цип (и, следовательно, не составной момент универсального поня­тия естественного права), а принцип отдельного естественного пра­ва, абстрактно допускаемый универсальным принципом (и универ­сальным понятием) естественного права.

Если бы, гипотетически говоря, справедливость была бы уни­версальным принципом естественного права, тогда все другие цен­ности (равенство, истинность, разумность, свобода, достоинство че­ловека и т. д.) необходимо было бы трактовать как модификации (формы выражения и проявления) той же самой справедливости, а не как равноценные принципы того же самого естественного права, у которого по определению не может быть двух принципов и двух понятий. Последовательное продвижение в этом гипотетическом направлении привело бы, как об этом свидетельствует изложенная нами общая теория различения права и закона, к преодолению самого естественноправового подхода как частного случая (теоре­тически неразвитого, искаженного исходными ценностными оцен­ками, отягощенного своими архаическими истоками и т. д.) такого различения.

Резюмируя изложенные положения о специфике и сущности естественного права, можно сформулировать следующее определе-