logo
Философия1

Глава 10. Личность, право, государство

95

развитые представления о разделении труда в области государственной жизни, хотя, конечно, не сводится лишь к этим представлениям. И платоновская трактовка разделения труда как принципа строения идеального государства является, несомненно, важным теоретическим моментом, оказавшим влияние, в частно­сти и на формирование теории разделения властей в Новое время. Но у самого Платона такой теории нет.

Более того, с точки зрения теории разделения властей в пла­тоновской конструкции разделения труда между различными со­словиями идеального государства как раз отрицается, а не призна­ется разделение властей. Это ясно уже из того, что именно первое сословие (философы-правители) обладает всей той совокупностью государственных, властных полномочий, сосредоточение которых в руках одной правящей прослойки как раз и свидетельствует об отсутствии разделения властей.

Данное обстоятельство нисколько не меняется от того, что пра­вители поочередно то законодательствуют, то управляют, то судят. Это разнообразие их функций — лишь показатель широты тех вла­стных полномочий, единство (а не разделение!) которых они олице­творяют и осуществляют. Против подобной монополии всей власти в руках одной правящей элиты как раз и нацелена теория разделе­ния властей, тогда как Платон идеализирует концентрацию власти в руках узкой правящей прослойки.

Кстати говоря, весьма примечательно, что платоновский ком­мунистический проект, как и последующие варианты коммунизма (от утопических версий до реального социализма XX в.), предпола­гает монополизацию власти и отвергает идею разделения властей. Характерно и то, что в подобных построениях вместо господства права и идей правовой государственности обосновываются пред­ставления о государстве законности, о господстве законов, которые мелочно и жестко регламентируют все стороны жизни людей — членов "счастливого" строя.

Заметные шаги античная политико-правовая мысль сделала в направлении типологизации органов власти с учетом специфики осуществляемых ими функций.

Так, Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется "три элемента: первый — законосовещательный орган о делах государства, второй — магистратуры (именно: какие магист­ратуры должны быть вообще, какие из них главные, каков должен быть способ их замещения), третий — судебные органы" (Аристо­тель, Политика, IV, 11, I, 12, 97 в 30). Эти три элемента, по era оценке, составляют основу каждого государства, и "само различе­ние государственного строя обусловлено различной организацией каждого из этих элементов" (там же). При всей своей значимости эти мысли Аристотеля, однако, еще не содержат концепции разде­ления властей в духе теории правового государства, в плане кото-

96