Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 181
(правил, формул), организованной силой поддерживавших равновесие интересов общественных классов в угоду господствующим классам (буржуазии и помещиков)"1.
Отрицание всякой преемственности и общности между буржуазным и пролетарским правом в данной концепции, в частности, означает, что в "пролетарском праве" отсутствует и тот собственно правовой момент (буржуазное "равное право"), о допущении и "отмирании" которого шла речь у Маркса.
В развитии советского права Стучка (к десятилетию Октябрьской революции) выделял три этапа: "1) этап разрушения и так называемого военного коммунизма; 2) этап отступления и 3) этап нового наступления к социализму на базе нэпа, или, выражаясь юридически, на базе советского права"2.
Первый этап, по его оценке, "обогатил теорию понятием классового и только классового права", второй этап "дал лишь широкую рецепцию буржуазного права", причем рецепированным нормам с помощью разного рода оговорок и толкований революционного характера придавалось иное, "социалистическое содержание"3.
Задача третьего этапа виделась Стучке в новом наступлении для окончательного утверждения идей классовой теории права. И здесь "пролетарское право" нужно для того, чтобы преодолеть всякое право, перейти — аналогично "неизбежности перехода от государства к негосударству (слова Ленина)" — "от права переходного периода социалистического строительства к неправу, к отсутствию, отмиранию всякого права, как ненужного"4.
В своей работе 1927 г. "Введение в теорию гражданского права" Стучка писал: "Что мы понимаем под правом вообще, под гражданским правом в частности? Я начинаю с того, что еще с 1919 г. и поныне я считаю основным правом, если не единственным, так называемое гражданское право..."5. Гражданское право как продукт товарного хозяйства является, по оценке Стучки, характерным признаком буржуазного общества. С товарным производством связаны товарообмен" по "трудовому эквиваленту" (равноценности, трудовой стоимости), представление о свободном гражданине, понятие формального равенства граждан, их правоспособности и т. д.6 Но под этой правовой формой (формальным равенством, свободным Договором и т. д.) в буржуазном обществе скрывается "классовая борьба". "Из этой, ныне бесспорной, истины, — продолжает Стуч-а, мы черпаем верное понимание существа гражданского пра-ва. его классового характера и его значения на разных ступенях
[ Там же.
3 Стучка П.И. Избранные произведения. С. 413. , Там же. С. 414, 415, 416. 51,ам »«. С. 520-521. 6 Там же. С. 521. 1ам же. С. 421.
Г '. »Т*
182 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
общества, полностью или частично основанного на товаропроизвод-стве, — существование которого возможно только при частной собственности на средства производства, почему нелепо было бы говорить о социалистическом товарообороте"1.
Верно, что для товарного производства (и связанных с ним формального равенства индивидов, их свободы, свободы договора и т. д., словом — для наличия правовой формы отношений и права вообще) необходима частная собственность на средства производства. Верно и то, что социалистическое товарное производство, социалистический товарооборот — нелепость: Но отсюда следует, если быть последовательным, что такой же нелепостью является новое, пролетарское, советское, социалистическое право. Ведь пролетарская революция, социализм как отрицание частной собственности — это, как признает и Стучка, одновременно и отрицание частной собственности на средства производства, товарооборота и т. д., т. е. необходимой основы права, формального правового равенства, формальной свободы и т. д.
Выходит, дело не в абстрактной классовости строя и классовость классовости рознь: буржуазное классовое общество с необходимостью предполагает и порождает право (в силу частнособственнического товарного производства, обмена и т. д.), а пролетарское, социалистическое общество (в силу отрицания частной собственности на средства производства, их обобществления, социализации и т. д.) — напротив, отрицает право (включая и гражданское право).
Данное принципиальное различие игнорируется сторонниками классовости права, в том числе и Стучкой. Акцент ими делается на борьбе против буржуазного права. Так, Стучка писал: "С победой пролетариата и вступлением на прямой путь к социализму и коммунизму Советская власть объявила отмененными в числе других законов и все нормы гражданских законов прежних правительств, не только вследствие классового их характера, но и за полной ненадобностью их. Вместо свободы обмена на основе свободы конкуренции и господства частного собственника было введено монопольное плановое непосредственное снабжение всего хозяйства и всего общества (период военного коммунизма). Гражданское право перестало быть правом, оно утратило охрану со стороны нового государства, напротив, стало неправом, преступлением, социально опасным явлением"2.
Здесь "военный коммунизм" Стучка совершенно правильно характеризует как "прямой путь к социализму и коммунизму" и по сути верно отмечает его неправовой характер. В этом смысле нэп — окольный путь к тому же социализму и коммунизму, временное отступление, поскольку в строго ограниченных советским законо-
1 Там же.
2 Там же. С. 419.
1 "Новое право": основные направления интерпретаций_____183
~~^льством пределах (ГК, ГПК и т. д.) "Советская власть разре-^3 ла и частичный свободный товарообмен и узаконила отношения Шелкого товарного производства, допуская в нем на известных условиях даже частника-капиталиста"1.
Даже в изображении Стучки нэп в правовом смысле — это лишь ограниченное допущение (по Стучке — "рецепция") буржу-зного частного права в жестких пределах господства социалистической государственной собственности, диктатуры пролетариата, "классового" толкования права. Собственно говоря, при нэпе право как таковое (буржуазное право) допускается для несоциалистических укладов (мелкобуржуазного, капиталистического и т. д.), а не для самого социалистического уклада. Да и сам нэп (с сопутствующим ему ограниченным частным оборотом, буржуазным частным правом и т. д.) был вынужденно и временно допущен диктатурой пролетариата лишь для выхода из того кризиса, куда завел страну "военный коммунизм" — "прямой путь к социализму и коммунизму".
Правящая партия большевиков, следуя Ленину, постоянно подчеркивала, что ничего частного она в принципе не признает, что после нэповского отступления будет новое наступление в направлении к социализму и коммунизму, т. е. полное вытеснение всего частного (оборота, права и т. д.). Замысел, ход и исход нэпа полностью подтвердили это (свертывание и отказ от нэпа в конце 20-х годов, принудительная коллективизация, фактическое "огосударствление" всех производительных сил в городе и деревне и другие меры сплошной социализации страны).
Реальное содержание и характер процессов развития послеоктябрьского общества от "военного коммунизма" к нэпу, а от нэпа к социализму свидетельствуют о том, что лишь в условиях нэпа в весьма усеченном и классово препарированном виде в сфере хозяйствования было допущено на ограниченное время (в условиях кризиса и временного отступления для передышки и подготовки к новому наступлению) нечто действительно правовое (некоторые положения буржуазного частного права), что-то сходное с элементами буржуазного права. Но это вынужденно допущенное буржуазное право при нэпе не следует смешивать с несбывшимся Мар-ксовым прогнозом о буржуазном "равном праве" в первой фазе коммунизма: Маркс имел в виду действие буржуазного "равного права" в обобществленных и социализированных распределительных отношениях (здесь, вопреки названному прогнозу, оснований и места для права как раз не нашлось); частичное же признание элементов буржуазного права при нэпе (вопреки марксистским представлениям) относилось, во-первых, к несоциализированным (или Десоциализируемым) областям хозяйства и жизни, а, во-вторых,
раз демонстрировало необходимость права и экономико-право-
'Там
же. С. 420.
184 РазделШ. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
вой свободы для оживления народного хозяйства после мероприятий "военного коммунизма" — этого доктринального пути к искомому состоянию.
Собственно говоря, Стучка и другие сторонники "классового права" новым, советским, пролетарским (а затем, с 1936 г. — и социалистическим) правом именуют (в духе легизма) только установления диктатуры пролетариата в лице новой партийно-политической власти (декреты, законы, указы, постановления и т. д.), которыми вовсе отменялось (при "военном коммунизме" и его продолжении — социализме) или ограниченно допускалось (при нэпе как "передышке") буржуазное право. Именно революционное отрицание права (т. н. "революция права"), — т. е. правила, формы, порядок и система такого отрицания права (в целом — при "военном коммунизме" и социализме, во многом и существенном — при нэпе) в условиях диктатуры пролетариата, — рассматривалось и толковалось как существо, смысл и содержание нового права. И там, где ограниченно допускалось право (как при нэпе), с этой классовой точки зрения было ясно, что допускаемое право — это "буржуазное право" и тем самым оно находится вне "пролетарского права", является вынужденным и временным отступлением от его принципа и требования полного преодоления права как такового. И применительно к ограниченно допускаемому при нэпе праву "пролетарское право", согласно классовой теории права, состоит не в допущении этого "буржуазного права", а в ограничении пределов такого допущения в сочетании с классовым (пролетарским, антибуржуазным) толкованием смысла и значения урезанно, условно и подконтрольно допущенного права.
Подобно тому как социализация средств производства и социализм в целом вместе с частной собственностью отрицают всякую индивидуализированную собственность на средства производства (и такое отрицание — суть социализации), так и новое (пролетарское, советское) право вместе с принципиальным отрицанием буржуазного и в целом всего старого права отрицает в принципе право вообще, делая (сознательно или бессознательно) своим критерием и "принципом" именно это отрицание специфического принципа всякого права.
Неправовой характер "нового права" отчетливо проявляется везде там, где сторонники классовой теории права "примеряют" к пролетарскому праву такие специфические свойства и характеристики права, как формальное равенство, эквивалентность, взаимосвязь субъективных прав и юридических обязанностей, равенство перед законом и т. д.
Так, Стучка, признавая в общем виде "эквивалент как основное правило гражданского оборота", тут же добавляет, что в советском Гражданском кодексе должен подразумеваться и закреплять-
1 "Новое право": основные направления интерпретаций 185
" "Эквивалент не просто договорный, а реальный"1. Противопос-° ление договорного (т. е. формально-правового) и т. н. "реального" 1 е неправового) эквивалентов имеет здесь то же значение, что и потивопоставление формального (правового) и т. н. фактического авенства (в политико-классовом смысле). Тем самым выхолащи-аются полностью правовое содержание и значение понятия эквивалента в гражданском праве и в праве вообще.
Однако этого мало. "Но одновременно, — продолжает Стучка, — мы с еще большей откровенностью подчеркиваем классовый характер всякого права, не исключая и гражданского. И там, где сталкиваются интересы двух классов, мы в самом законе ставим интересы социализма и рабочего класса в целом выше интересов его непримиримого классового противника — буржуазии, особенно самого ненавистного ее представителя — кулака и спекулянта"2. Тут даже легальные, допущенные советским законом отношения изображаются как война противоположных классов, как непримиримая борьба на "правовом фронте". Так, по признанию Стучки, целый ряд "советских" или "классовых" статей ГК и ГПК РСФСР — это "средство отступления от формального применения закона"3. Классовый подход призван таким образом оправдать отход от прямого содержания нормы закона в процессе ее применения, причем сам закон допускает замену принципа законности принципом классовой целесообразности там, где это нужно.
Классовая трактовка (в законе, на практике и в теории) принципа правового равенства индивидов как субъектов права, их равной правоспособности и т. д. сопровождается выхолащиванием самого смысла и значения этого принципа. "Гарантируя юридическое равенство всем правоспособным лицам без различия пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения, — писал Стуч-ка> — советский ГК, однако, откровенно подчеркивает их неравенство экономическое, т. е. классовое. Поэтому во всех статьях закона, где говорится об имущественном неравенстве (ст. 33, 406, 411, 415), имеется в виду различие классовое, и соответственно тому, конечно, к "более имущей" стороне не могут быть отнесены государство рабочего класса и его учреждения"4. Проведение в жизнь такого классового подхода он характеризует при этом как "освобождение людей от фетишизма буквы закона"5.
Такая классовость по существу отрицает чисто словесно признаваемое (в ГК РСФСР или в суждениях Стучки) "юридическое Равенство", правосубъектность индивидов и т. д. Пытаясь согла-
1 Там же. С. 426.
3 Там же.
4 Там же. С. 424. Там же. С. 430. Гам же.
аж мвТ '
186 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
совать это очевидное противоречие, Стучка утверждает, что старое (буржуазное) понимание права как "правомочия — обязанности" отменяется пролетарской революцией и не подходит для нового права и правопонимания. Победа пролетарской революции означает, что "отношения не только на социалистических фабриках в области производства, но даже в области обмена, поскольку таковой находится в руках пролетарского государства, происходят внутри того же класса трудящихся, если рассмотреть все эти отношения в их совокупности. Два противоположных полюса — правомочие и обязанность — перестают быть противоположностями. Рабочий класс в целом находится не на наемном труде у класса капиталистов, а работает на класс рабочих же, так сказать, сам на себя. Так отмирает противопоставление права и обязанности. Количество переходит в качество; по мере того как эти отношения делаются всеобщими, они производят переворот в старой идеологии, полученной в наследство от буржуазии"1.
Сказанное здесь Стучкой по существу означает отрицание правового свойства т. н. нового (пролетарского, советского) права, поскольку без различения прав и обязанностей невозможно и право вообще, невозможно и соответствие между правомочием и юридической обязанностью, невозможны правовые отношения, невозможны правовое равенство, правоспособность и правосубъектность индивидов, юридическая ответственность и т. д. Стучка прав, что пролетарская революция и социализация средств производства означают преодоление противоположности правомочия и юридической обязанности, но он (вместе со всеми сторонниками нового, классового, пролетарского, советского права) ошибается, когда говорит о возможности и наличии какого-либо права (в том числе качественно "нового права") вне и без такой "противоположности". Ведь для того чтобы "новое право" вообще было правом, его новое качество в любом случае должно быть правовым, а для этого по самому смыслу права и правового способа общения необходимо различение (противопоставление, согласование, соответствие и т. д.) субъективных прав и юридических обязанностей. Без взаимности прав и обязанностей (а это невозможно без их различения и т. д.) речь может идти о диктате, подчинении, господстве и т. д., но никак не о праве, не о правовом равенстве, правовой свободе и независимости индивидов, участников правового способа общения, правовой формы общественных отношений.
Значительный интерес представляет здесь и вопрос о связи права (его наличия или отсутствия) с характером труда (наемный, ненаемный). Наемный характер труда — там, где он таков, например при капитализме, — означает его правовой (договорно-право-вой) характер, оформление трудовых отношений договорно-право-
1 Там же. С. 592.
Г ава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций •-<•-^ 187
Ь1М способом (через договор найма отдельного индивида на работу) формальную (правовую) свободу человека — наемного рабочего его правовую независимость от работодателя, его право заключать соответствующий договор (найма рабочей силы) или нет, трудиться или не трудиться, отсутствие внеэкономического принуждения к труду (как это имело место при рабстве, крепостничестве, а затем и при социализме). Причем там, где есть наемный труд, договорно-правовые отношения (с соответствующими правомочиями и обязанностями сторон) складываются между отдельными людьми, между индивидами как правоспособными субъектами, а не между различными "классами в целом", которые ни по какому праву (ни по буржуазному, ни по пролетарскому) субъектами права не являются и таковыми не могут быть.
Поэтому приводимое Стучкой марксистское положение о том, что при капитализме "рабочий класс в целом" находится "на наемном труде у класса капиталистов", с правовой точки зрения лишь означает формальную (правовую) свободу, равенство и независимость всех тех индивидов (участников конкретных, персонально определенных договоров найма рабочей силы, т. е. обеих сторон — и работополучателей и работодателей), которые только по внепра-вовым (социально-экономическим) основаниям относятся к тому или иному "классу в целом". В этом ведь и состоит всеобщее (независимое от классовой принадлежности и т. д.) правовое равенство при капитализме, равенство всех перед законом и т. д.
Стучка, конечно, прав, что после пролетарской революции и. социализации средств производства качественно изменяется и ха^ рактер труда "рабочего класса в целом", который работает "так сказать, сам на себя", на диктатуру пролетариата, строительство социализма и коммунизма. Но что означает, с точки зрения права, констатируемое Стучкой отсутствие здесь наемного труда? По сути (вопреки представлениям о качественно "новом праве" без субъективных прав и юридических обязанностей) это означает неправовой характер трудовых отношений. Такой неправовой характер тРУДа (и индивидов, и "класса в целом") был также и официально закреплен новым законодательством и осуществлялся на практике (всеобщая обязанность трудиться, всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда в виде разного рода трудармий, оргнаборов и насильственных перемещений "рабсилы", планомерное и массовое использование труда заключенных, репрессированных и т. д.).
И в той мере, в какой при нэпе допускались частное производ-
во и частный оборот (вообще все несоциалистическое, буржуаз-ое), в той же мере должно было быть допущено и право (здесь по
о ходимости — буржуазное право) как в имущественных отно-в ениях, так и в области труда (т. е. ограниченное допущение дого-ха °' наемного ТРУД&)- И именно в силу их правового
Рактера и гражданское право, и наемный труд являются для Стуч-
188 Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
ки чем-то сугубо буржуазным. Он даже советский ГК отождествляет с буржуазным правом и пишет: "буржуазное право (ГК)"1. Ц только неправовое в ГК (классовость, плановость и т. д.) образует по Стучке, "советский характер нашего гражданского права"2. Для него ГК периода нэпа — это "буржуазный кодекс". "Наш кодекс, _ поясняет он, — наоборот, должен ясно и открыто показать, что и гражданский кодекс в целом подчинен социалистической плановости рабочего класса"3.
Эта идея вытеснения права (как буржуазного явления) планом (как социалистическим средством) имела широкое распространение и по сути дела отражала внутреннюю, принципиальную несовместимость права и социализма, невозможность юридизации социализма и социалистичности права.
Стучка (в отличие от подавляющего большинства прошлых и нынешних авторов) совершенно верно отмечает, что признание советских государственных организаций "юридическим лицом" вовсе не означает, будто советское право превращает "государственную социалистическую собственность, в общем уже изъятую из товарооборота, в простую частную собственность государства, как это понимает буржуазное право"4.
Это правильно, поскольку "государственная социалистическая собственность" — радикальное отрицание всякой частной собственности. Она — собственность "всех трудящихся", "трудового народа", социализируемого общества, а не самого государства как отдельного самостоятельного субъекта права, обычного юридического лица. Если бы здесь "государство" (от диктатуры пролетариата до общенародного государства) было бы обычным и нормальным юридическим лицом, это, по логике вещей, означало бы, во-первых, превращение социалистической собственности "всех трудящихся" в частную собственность самого государства, а во-вторых, признание за всеми другими субъектами (индивидами и юридическими лицами) права на частную собственность. А против этого как раз и направлены в первую очередь вся пролетарская революция, диктатура пролетариата, социализация средств производства и общественных отношений.
Понимая неподлинность характеристики государства как "юридического лица" применительно к "государственной социалистической собственности", Стучка пишет: "Не в том заключается секрет различия буржуазного и советского гражданского права, что мы можем объявить юридическое лицо — государство — за основу, приравнивая к нему и частное лицо (что означает — поставить
1 Там же. С. 593.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же. С. 430.
1 "Новое право": основные направления интерпретаций 189 понятие юридического лица на голову), а в том, что предпо-
Глава
°аК1 кой советского гражданского права является государственная
^ _ . ^.«лил л n f*f\1nr>im atrtjtj лу>1"1П1_ т» *-\^тттла»(Г т/гот^ CTTQ CT туго r\fcf\r\r\TQ Т/Т
иалистическая собственность, в общем изъятая из оборота и С судности общему гражданскому суду и лишь в исключитель-П° х не увеличивающихся, а сокращающихся, размерах участвующая в гражданско-правовом обороте"1.
Действительный "секрет" остался за рамками антиюридиче-кого мировоззрения и классового правопонимания Стучки и всех других приверженцев этого подхода. И состоит данный "секрет" в ом что "государственная социалистическая собственность" — это радикальное отрицание как собственности в действительном смысле слова (для чего нужно наличие индивидуализированных собственников), так и всякого права (а не только буржуазного права). Поэтому такая "собственность" не может быть "предпосылкой" для какого-то "нового права", включая и "советское гражданское право". Действительно правовые элементы были в условиях нэпа вынужденно допущены (как "временное отступление") вопреки принципам и требованиям социалистической собственности и диктатуры пролетариата и обусловлены они были наличием как раз несоциалистических (буржуазных и т. д.) форм собственности и хозяйственных укладов с сопутствующими им положениями "старого" (буржуазного, несоциалистического, непролетарского) права.
Юридическое лицо (в том числе и государство как юридическое лицо) — нечто вторичное и производное от права и правоспособности обычного (физического) лица, индивида. И там, где за "частным лицом" (индивидами, их группами, объединениями и т. д.) отрицается правоспособность, там и "юридическое лицо" (придаваемое "государству" диктатуры пролетариата и т. д.) оказывается ненастоящим, лишенным правового свойства и юридического смысла. Ведь признание пролетарского государства юридическим лицом (в действительном смысле этого понятия и явления) означало бы признание правоспособности и правосубъектности всех остальных участников общественных отношений (их юридического "лица", статуса и т. д.), т. е. допущение правового характера его взаимоотношений с индивидами, формального равенства (взаимности прав и обязанностей, соответствия между субъективным правом и юридической ответственностью, отсутствия внеправовых форм и средств насилия и т. д.) в отношениях между диктатурой пролетариата и 'частными лицами".
Но условия (и объективные, и субъективные) диктатуры пролетариата и социализации средств производства со всей определенностью исключают саму возможность подобных (правовых) взаимоотношений между "государством" и "частными лицами". Отсюда и неправовой характер "нового права" и используемых в нем тра-
'Там
,Т
же. С. 430—431.
-160
190 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
диционных правовых терминов и конструкций (типа юридическое лицо, правоспособность, правоотношение, субъект права и т. д.). с этим в целом связаны как распространенное в условиях неправового социализма злоупотребление юридическим словарем, так и терминологическая путаница при освещении с помощью правовых категорий неправовых явлений.
Примером такой путаницы является и характеристика государства в качестве юридического лица — субъекта права "государственной социалистической собственности". Стучка правильно отмечает, что "наша государственная социалистическая собственность не имеет просто частноправового субъекта права", но причину путаницы в этом вопросе усматривает то в неясности советского закона, то в пороках буржуазной юридической мысли1.
На самом деле причина этого верно отмеченного Стучкой факта иная, более глубокая и фундаментальная — неэкономическая и неюридическая природа, характер и свойства этой "государственной социалистической собственности" и обусловленная этим объективная невозможность адекватного правового выражения социалистической собственности и социализма в целом. Кстати говоря, здесь коренится принципиальная невозможность юридического социализма, если речь идет о пролетарском (марксистском, коммунистическом) социализме советского образца.
Из интерпретации Стучкой советского гражданского права видно, что не только государство, но и индивиды не являются здесь действительными (по словам Стучки, "частноправовыми") субъектами права с реальной правоспособностью, с настоящими субъективными правами и юридическими обязанностями и т. д. Было бы логично из факта отсутствия в советском "гражданском праве" частноправовых свойств сделать вывод об отсутствии у "советского гражданского права" необходимых правовых характеристик. Но со ссылкой на ленинское положение о том, что "у нас вообще ничего частного нет", Стучка стремится доказать, будто отсутствие в "советском гражданском праве" частноправовых черт и компонентов компенсируется наличием (усилением и господством) публично-правовых свойств и характеристик От буржуазного гражданского права, утверждает Стучка, советское гражданское право отличается "уже тем, что в нем, и по прежним понятиям, содержится не только частное право, но и публичное"2. Но как раз "по прежним понятиям" (т. е. с точки зрения допролетарского, буржуазного правопонима-ния и права) "советское гражданское право" — это не право ни в частно-правовом, ни в публично-правовом смысле. Ведь по своему содержанию, сущности и понятию "новое право" (также и согласно Стучке) — отрицание правового качества "старого права".
1 Там же. С. 431.
2 Там же. С. 590.
1 "Новое право": основные направления интерпретаций >*? 191 """"^очтобы как-то обосновать правовой характер советского гра-> панского права, Стучка вынужден прибегнуть к его "публично-авовой" трактовке ввиду отсутствия аргументов "частно-право-П^го" профиля. В этой связи он отмечает, что в условиях диктату-пролетариата, доминирующей роли социалистического сектора действия государственного плана народного хозяйства "публичное право подчинило себе частное", а "классовая плановость наложила свою печать на все частноправовые институты"1.
Причем за "публичное право" (за "публично-правовой" компонент советского гражданского права) здесь, как и в других местах рассуждений о новом, классовом праве, выдаются веления политической власти, требования и установления органов диктатуры пролетариата (положения властно-централизованного плана, законодательные установления в области производства, распределения и обмена и т. д.). Вопрос же о правовое характере этих партийно-властных велений диктатуры пролетариата и вовсе остаемся вне поля зрения подобного классового подхода.
С классовых позиций трактует Стучка и значение "революционной законности". В этом ключе Стучка, "не забывая, по словам Ленина, границ законности в революции", призывал в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР отбросить "все, что в нем лишнего, вредного, противоречащего интересам трудящихся"2.
Лишними и вредными в этом классовом смысле оказывались процессуально-правовые формы. Поэтому, подчеркивает Стучка, "Советская власть должна отсечь все лишние осложнения, упрощая также и право и суд до таких размеров, чтобы рабочий от станка, крестьянин, если не от сохи, то от плуга, были бы в состоянии участвовать и в судебном деле"3. Подобная пропаганда упрощенчества и "отсохизма" в подходе к "новому праву" фактически оправдывала классовой мотивацией неправовую практику (и законотворческую, и законоприменительную), нигилистическое отношение даже к собственному "пролетарскому праву", сведение права к требованиям политической целесообразности.
Этот правовой нигилизм присутствует и в решении Стучкой вопроса о "культурной революции" в области права. "Для нас, — отмечает он, — право и культура не тождественные понятия. Завоевания культуры перейдут и в будущее общество (конечно, не в чистом", т. е. в нынешнем виде), а право не перейдет, оно должно отмирать"*. Культурная ценность и значение права тем самым отрицаются. Право попросту выносится за рамки культуры как нечто больное и отмирающее. Задача классовой культуры, судя по рассу-*Дениям Стучки, состоит в том, чтобы всеми силами и средствами
l Там же. С. 590, 591. , ~ам «е- С. 436. & , Там же. 1амэке. С. 437. „
7*
192 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
споспешествовать этому "отмиранию". Одно из таких "культурных" средств — упрощение права. "А одним из основных лозунгов, —. писал в этой связи Стучка, — должен служить лозунг, выдвинутый еще Лениным: об упрощении права. Культурное право для нас должно быть упрощенным правом. Я полагаю, что мы эту работу уже начали и верно поставили. Но эта работа чрезвычайно трудная и затяжная, и каждую пядь земли нам придется отвоевать"1.
Эти антиюридические воззрения пропагандировались Стучкой как одним из ведущих теоретиков и практиков (вспомним, что он был тогда Председателем Верховного Суда РСФСР) на "правовом фронте" конца 20-х годов в духе конкретизации и пропаганды решений XIV и XV съездов ВКП(б) о наступлении в городе и деревне "в сторону социализма"2. Реализация этих партийных указаний на языке "нового права" означала, согласно Стучке, необходимость соответствующим образом "направлять у нас революционизирование и гражданского права"3.
На всех этапах "революции права" новое право так или иначе, прямо или косвенно выступает по существу как соответствующая форма и средство ограничения или отрицания права. Так, в 1918 г. применительно к условиям "военного коммунизма" Стучка характеризовал структуру "социального права" (как тогда именовали гражданское право) следующим образом: "За семейным правом пойдут имущественные права, вернее, отмена и ограничение этих прав; тут отмена права частной собственности на землю и социализация земли, национализация производств и городских домов и порядок управления национализированными имуществами.* Пойдут еще кое-какие остатки договорного права, скорее ограничение свободы договора"4. Подобное "утверждение" права посреди ством его отрицания — весьма типичное явление для всего социа-» \ листического правопонимания. '.
Также и лозунг "обратно к праву" в условиях нэповского от-; ступления и тем более нового наступления осуществлялся в русле революционного преодоления собственно правовых форм и требований, отрицания принципа формального (правового) равенства для приближения "к настоящему равенству", которое "означает одновременно отмирание самого права"5.
В связи с защищаемым им пониманием права как порядка (системы) общественных отношений Стучка, фактически признавав неоригинальность самой конструкции такого общего определение права, в частности, ссылается на буржуазного цивилиста Дернбур
1 Там же. С. 438.
2 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. II. 1954. С. 196.
3 Стучка П.И. Избранные произведения. С. 425.
4 Там же. С. 549.
5 Там же. С. 550, 551.
j. "Новое право": основные направления интерпретаций *Щ 193
~ ^гласно которому "право в объективном смысле — это порядок Га' зненных условий, гарантированных (обеспеченных) путем все-йшей воли"1. Если сюда, пояснял Стучка, внести "марксистский Классовый элемент" вместо "всеобщеволевого", буржуазно-демократического, получится то, что нужно2.
С позиций классово-социологизированного подхода к праву Стучка в духе исторического материализма (как марксистской социологии) говорит о выражении общественных отношений "в форме юридических отношений"3. При этом Стучка упускает из виду, что право (у Маркса в "Капитале" и других работах) выступает как соответствующая форма лишь применительно к частнособственническим общественным отношениям. Поэтому, кстати говоря, Маркс для послебуржуазного периода и общества без частной собственности и говорил лишь об "отмирании" права (а именно старого, буржуазного "равного права"), а не о рождении какого-то нового (пролетарского, социалистического и т. д.) права, для которого (после отмены частной собственности на средства производства, их социализации и т. д.) как раз и нет необходимых условий, соответствующих (частнособственнических) общественных отношений. Так что ссылками на эти положения Маркса, отрицающие в принципе возможность послебуржуазного права, никак нельзя обосновать новое, пролетарское право. Ведь у Маркса общее понятие права кончается буржуазным правом, а Стучка в рамки марксистского понятия права хочет включить еще и новый тип права (пролетарское, советское право).
Для подхода Стучки (особенно для его ранних работ, где он не определял право как "форму") характерны сближения или даже отождествления права с самими общественными, производственными, экономическими отношениями, с базисом. "Значит, — писал Стучка, — каждое экономическое отношение, насколько оно одновременно и правовое (а не преступное или просто неправовое, т. е. с правовой точки зрения безразличное), имеет три формы: одну конкретную (I) и две абстрактные (II и III)... Здесь я только еще раз подчеркну, что, по всему сказанному, первая или конкретная форма правового отношения относится к базису, что, однако, вовсе не означает "объявить надстройку базисом", а только стремиться правильно истолковать мысль Маркса и Энгельса"4. Однако у Маркса и Энгельса право в целом относится к надстройке, у Стучки же оно предстает как смешанное базисно-надстроечное явление, что по
1 гр
сово*Ж6 *" ^* Приводит Стучка и определение права, данное Муромцевым: "Вместо (по кУпнрсти норм под правом разумеется совокупность юридических отношений Den °ай порядок). Нормы же представляются как некоторый атрибут этого по-
2 p • — См. там же. С. 163.
3 ;:м- там же. С. 521. , ,£ам же. С. 81. 1ам же. С. 123
194 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
существу лишает смысла марксистское положение о том, что именно "базис" (материальные отношения) порождает "надстройку" (в том числе и право).
Первая, т. е. конкретная форма экономического отношения, — это, согласно Стучке, правовое отношение (экономическое отношение как одновременно правовое отношение), вторая (абстрактная) форма — закон, третья (тоже абстрактная) форма — идеология. "Из этих двух форм, — замечает Стучка, — конкретная правовая форма отношений совпадает с экономическим отношением, тогда как абстрактная форма, провозглашаемая в законе, может и не совпадать, и весьма часто и значительно расходится с ней. Но, кроме того, существует еще и третья форма, пользуясь популярным выражением Петражицкого, "интуитивная" форма. Это внутреннее психическое "переживание", которое по поводу того или иного общественного отношения происходит в голове человека, оценка его с точки зрения "справедливости", "внутреннего правосознания", "естественного права" и т. д., другими словами — идеология"1.
Эти различные правовые формы представляют собой, согласно Стучке, разные формы классовости, разные проявления одного и того же классового начала. И собственно лишь классовость связывает эти три формы. "В конкретном отношении классовый характер вытекает уже из самого распределения средств производства, а соответственно тому — распределения и людей в их взаимоотношениях. Второй системе (закону) этот классовый характер придает государственная власть класса. В третьей — идеология, сознание класса"2. И в каждой из этих трех форм, по словам Стучки, происходит классовая борьба с чуждыми им системами интересов.
Каково же соотношение этих трех форм классовости? "Мы, — подчеркивает Стучка, — признаем безусловный и непосредственный примат за первой. Она влияет, с одной стороны, уже как факт, а с другой — путем отражения в обеих абстрактных формах. Но ее правовой характер зависит от последних и влияние последних может оказаться подчас решающим"3.
В этих положениях отчетливо проявляются непоследовательность и внутренняя противоречивость концепции правопонимания Стучки. Если т. н. "конкретная форма" (общественное или экономическое отношение как "правовое отношение") получает свой правовой характер от двух абстрактных форм (закона и идеологии), то мы имеем здесь дело с легизмом (в идеологически усложненной форме и путаной фразеологии), и у Стучки нет никаких оснований говорить о каком-то "правовом отношении" (совпадающем у него с независимым от закона и идеологии первичным, базисным общест-
1 Там же. С. 122.
2 Там же. С. 124—125.
3 Там же. С. 123.
- В. С. Нерсесянц Философия права
- Глава 2. Социализм и право.......................................................................................... 138
- Раздел III. Марксистская доктрина
- Глава 1. "Новое право": основные направления
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма..........................................................261
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву..............................................311
- Глава 1. От социализма к цивилизму.
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма:
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права.................................................................. 399
- Глава 2. Философия права средневековья....................................................438
- Глава 3. Философия права Нового времени................................................ 448
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции........... 553
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- 1. Предмет философии права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- 2. Философия права в системе наук
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Глава 2. Сущность права 1. Право как формальное равенство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Право как свобода
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 3. Право как справедливость
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 3. Понятие права
- 1. Типология правопонимания
- Глава 3. Понятие права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 3. Понятие права
- 2. Понятие права: многообразие определений и единство понятия
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 3. Понятие права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 3. Понятие права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- 1. Человек как правовое существо
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- 3. Формы существования права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 5. Правовая аксиология
- Глава 5. Правовая аксиология 1. Общая характеристика
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Естествеяноправовая аксиология
- Глава 5. Правовая аксиология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 5. Правовая аксиология 57
- 3. Либертарно-юридическая аксиология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 5. Правовая аксиология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 6. Правовая гносеология
- Глава 6. Правовая гносеология
- 1. Гносеология юридического правопонимания
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 6. Правовая гносеология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 6. Правовая гносеология
- 2. Гносеология легизма
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 6. Правовая гносеология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага 1. Общее благо как категория права
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Проблема общего блага в постсоциалистической России
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- 1. Специфика различных видов социальных норм
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- 2. Взаимодействие права с другими социальными нормами
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 9. Право и уравниловка
- 1. Уравниловка
- Глава 9. Право и уравниловка
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 9. Право и уравниловка
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 9. Право и уравниловка
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Дозволения и запреты в праве
- Глава 9. Право и уравниловка
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина
- 1. Правовое государство: история идей и современность
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Права и свободы человека и гражданина
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология и практика коммунизма
- Глава 1. Собственность и право
- 1. От капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 1. Собственность и право '•
- Глава 1. Собственность и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 1. Собственность и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 1. Собственность и право
- 2. Концепция буржуазного "равного права" при социализме
- Глава 1. Собственность и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- 3. "Свобода" без права: негативная природа коммунизма
- Глава 1. Собственность и право
- Глава 1- Собственность и право
- 1. Мера "равенства": общепринудительный труд вместо права
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- 2. Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности
- Глава 2. Социализм и право
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 1. Появление "нового права"
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 169
- 3. Право как классовый порядок
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 181
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 4. Право как меновое отношение: некролог о праве
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 6 Там же. С. 127, сноска 41.
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 4 Там же. С. 57, сноска 14.
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 5. Право как идеологическая форма классовых отношений
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 6. Психологическая концепция классового права
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 247
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 253
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как "правовое государство"
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- 1. Метаморфозы правопонимания в русле большевистской политики
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- 2. Новое "правопонимание" в отраслевых науках
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- 3. Декларация "социалистического права"
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- 1. Сталинский тоталитаризм: комплекс государственно-правовой неполноценности
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- 2. Искомое "правопонимание"
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- 4. Официальная позиция
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- 2. Либертарная концепция права
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Раздел IV. Философские проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права
- 1. Альтернативы постсоциализма
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 325
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 327
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 329
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 331
- 2. Проблема "конца истории": возможен ли послебуржуазный тип права?
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 333
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 335
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 337
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 339
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 341
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 343
- 4. Новые ориентиры прогресса права и свободы
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 347
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 349
- 5. Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 351
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: трудный путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву 363
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- 2. От советской системы к постсоветской Конституции
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- 4. Система разделения и взаимодействия властей
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- 5. Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и действительность
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- 1. Дике и номос: в поисках начал справедливости
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- 2. Демокрит
- Раздел V. История философии права и современность
- 3. Софисты
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- 4. Сократ
- Глава 1. Античная философия права
- 5. Платон
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- 7. Эпикур
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- 8. Стоики
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- 9. Цицерон
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- 10. Римские юристы
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- Глава 2. Философия права средневековья
- 1. Фома Аквинский
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- 2. Средневековые юристы
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 1. Гроций
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 2. Фрэнсис Бэкон
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 3. Гоббс
- Раздел V. История философии права и современность
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 5. Монтескье
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 7. Кант
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- 8. Гегель
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 1. Общая характеристика
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России ••*""*'»** */ »,»«
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 2. Б.Н. Чичерин
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 3. П.И. Новгородцев
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 4. B.C. Соловьев
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 5. H.A. Бердяев
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- 3 Бердяев h.A. Государство. С. 302.
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 1. Общая характеристика
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 2. Неокантианские концепции философии права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 569
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- 3. Неогегельянские концепции философии права
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 575
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 581
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 583
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- 4. Чистое учение о праве г. Кельзена
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 599
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 607 5. Концепции "возрожденного" естественного права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 6. Экзистенциальная философия права
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 7. Онтологическая концепция права р. Марчича
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 8. Неопозитивистская концепция права г. Харта
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 639
- 9. "Познавательно-критическая теория права"
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 541
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции