logo
Философия1

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

263

недостатков позиции Стучки упрощенный, недиалектический под­ход к праву, отождествление правовых и экономических отноше­ний, игнорирование "формальной стороны правовой надстройки"

и т. д.'

Позиция Пашуканиса соответственно характеризовалась в это время следующим образом: вскрыл фетишизм буржуазного права и подверг критике всю систему буржуазного права, но имеющиеся в его подходе формалистические ошибки не дают возможности развернуть разработку вопросов классовости права, взаимодейст­вия государства и права и в особенности — проблемы советского права2.

В статье советское право определялось как "форма политики пролетариата", как "одна из форм политического воздействия про­летариата"3. Утверждалось, что советское право — "качественно отличное право по сравнению с правом феодальным или буржуаз­ным"4. Вместе с тем с позиций Пашуканиса критиковалась концеп­ция "пролетарского права" (подход Стучки и др.) и отвергалась возможность законченной и внутренне согласованной юридической системы советского права. "Авторы пролетарского права, — отме­чалось в передовице журнала, — не имеют храбрости прямо начать ревизию Маркса и Ленина в этом вопросе. Поэтому они вынуждены строить особо сложные конструкции. Оказывается, что буржуазное по форме право действительно будет при социализме, но вот в переходный период действует не "буржуазное" право, а пролетар­ское, так как здесь "не применяется одинаковый масштаб". Полу­чается странный вывод. Пролетариат имеет сейчас пролетарское право, а затем, когда в условиях ожесточенной классовой борьбы построит социализм, то в награду получит "узкие горизонты бур­жуазного права"5.

Верно отмечая противоречивость концепции "пролетарского права" и ее расхождение с марксистско-ленинскими доктриналь-ньши представлениями о буржуазном "равном праве" после проле­тарской революции, авторы статьи, в свою очередь, тоже оказыва­лись в тупике, поскольку признаваемое ими "советское право" рас­ходилось с этими доктринальными представлениями не меньше, чем конструкция "пролетарского права".

К тому же сведение советского права к форме политики про­летариата по существу означало отрицание права как самостоя­тельного и специфического феномена, отличного и независимого от политики пролетарской диктатуры. В этом подходе не право опре­деляло форму политики, а политика определяла право, правовую

1 Там же. С. 7.

2 Там же.

3 Там же. С. 9.

4 Там же.

5 Там же. С. 11.

264 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

форму регламентации. Право, таким образом, полностью подменя­лось политикой, политической целесообразностью, текучкой и конъ­юнктурой политики переходного периода.

Там, где нет права, не может быть, конечно, и "юридической системы". Авторы же передовицы, с одной стороны, говорят о на­личии права (в виде "советского права"), а с другой стороны, о невозможности и ненужности соответствующей "юридической сис­темы", "ибо мы не собираемся консервировать данную стадию пе­реходного периода, ибо допущение капиталистических элементов, отраженное в нашем ГК, мы рассматриваем как явление времен­ное, ибо наша политика рассчитана на окончательную победу со­циалистических элементов над капиталистическими и представля­ет собой систематическое продвижение от одной стадии к другой"1.

В этом нескончаемом (до полного коммунизма) потоке перехо­дов в качестве "советского права" трактуются фактически партий­но-политические требования и нормы. "Правящая партия, — под­черкивает журнал, — главная пружина диктатуры. Товарищи, не понимающие важности ее роли в системе диктатуры пролетариата, по существу скатываются к буржуазному юридическому понима­нию государства"2.

В названной передовице журнала были подвергнуты критике и другие направления тогдашнего правопонимания, в частности, взгляды Л. Резцова и А. Стальгевича.

При этом позиция Резцова была охарактеризована как "нор-мативистско-идеологическая концепция буржуазного юридическо­го мировоззрения"3. Резцов обвинял Пашуканиса, в частности, в том, что он игнорирует понятие нормы как "внешнего авторитетно­го веления", значение государственной власти в процессе форми­рования правового отношения, "нормативно-репрессивные" харак­теристики права и т. д.4 "Вместо того, — писал Резцов, — чтобы проследить диалектическое взаимодействие авторитарно-норматив­ного и эгалитарно-"отношенческого" элемента в праве, Е. Пашу-канис механически "снимает" "дурную сторону"5.

Корень правовой идеологии, по Резцову, нужно искать не в эквивалентных отношениях товаропроизводителей (как это делал Пашуканис), а в отношениях "кулачного типа" (т. е. в насилии), в отношениях господства и подчинения. "Фактическая сторона пер­вичного правового отношения — привилегия, идеологическая его сторона — норма (прежде всего религиозно обоснованная). Истори-

1 Там же. С. 11.

2 Там же. С. 12.

3 Там же. С. 8.

4 Резкое Л. Право-отношение и право-норма. Теория Пашуканиса как рецидив бур­жуазно-правового индивидуализма//Советское государство и революция права, 1930, № 8—9. С. 170—171.

5 Там же. С. 172.