logo
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

225

зывает "пролетарским правом". Но эти словесные ухищрения сути дела не меняют: согласно концепции Пашуканиса, всякое право по своей природе — буржуазное право, и если за "советским правом" теперь им признается "особая, специфическая природа", это по существу означает и отход от данной концепции, и признание "про­летарского права". Ведь для Стучки и других авторов "советское право" это и есть "пролетарское право".

Признание особого "советского права" требует от Пашуканиса корректировки и в вопросе об "отмирании права". Открещиваясь от не без оснований приписывавшихся ему представлений о непосред­ственном переходе от "буржуазного права к неправу" и подчерки­вая принципиальную противоположность между подлинным (при капитализме) и неподлинным (после пролетарской революции) бур­жуазным правом, между буржуазным правом без кавычек и в ка­вычках (все дело, оказывается, в кавычках!), Пашуканис пишет: "Отмирать может только это не подлинное буржуазное право, "бур­жуазное право" в кавычках. Право же буржуазного государства, защищаемое силой последнего, может быть только уничтожено ре­волюцией пролетариата"1.

Во-первых, Пашуканис здесь явно подменяет проблему: речь должна идти не о "праве буржуазного государства" (т. е. не о позитивном законодательстве, об актах свергнутых правительств и т. д.), а о том буржуазном праве как форме экономико-стоимост­ных, меновых отношений, после которого (по Марксу, Ленину и Па­шуканису) не может и не должно быть никакого другого типа, ни­какой другой формы права. Нельзя же иметь одно правопонима­ние (одно понятие права) "на территории врага", другое — на своей территории, специально для диктатуры пролетариата.

Во-вторых, Пашуканис, признавая "советское право", оконча­тельно запутывает пресловутую проблему "отмирания" права, по­скольку "современное советское право" оказывается у него отлич­ным и от "неподлинного буржуазного права". "Классовая, функ­циональная характеристика этого права, — пишет Пашуканис, имея в виду это неподлинное буржуазное право без буржуазии, — и не только этого, но и нашего современного советского права, отвечаю­щего более низкой ступени развития, чем та, которую Маркс имел в виду в "Критике Готской программы", принципиально отлична, противоположна такой же характеристике подлинного буржуазно­го права"2.

Выходит, что "современное советское право" с особой, специ­фической природой разовьется затем в то неподлинное буржуазное право (в буржуазное "равное право", по Марксу и Ленину), которое и "отомрет". Вся эта путаная и искусственная конструкция призва-

1 Там же.

2 Там же.

226 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

на соединить несоединимое: признание "советского права" правом (т. е., по Марксу и Пашуканису, буржуазным феноменом) и вместе с тем отрицание его буржуазной природы, его подлинности и т. д.

Если "советское право" является правом, имеет свою особую, специфическую природу, принципиально отлично от буржуазного права по своим функциям и т. д., то зачем в таком случае вообще именовать его буржуазным правом (в кавычках или без кавычек)? Разве что для видимости, будто все идет "по Марксу" и именно там, где это явно не так. Если же под "современным советским правом" имеется в виду нэповское право, т. е. допущенное в совет­ское время урезанное, ограниченное, подконтрольное, но все же подлинное буржуазное право (а вовсе не предсказанное Марксом буржуазное "равное право"), то говорить о какой-то особой приро­де "советского права" нет никаких оснований.

Применительно ко всему послереволюционному (советскому, пролетарскому) периоду речь должна идти о разграничении, прин­ципиальной противоположности и т. д. не между подлинным и не­подлинным буржуазным правом, не между буржуазным правом в кавычках и без кавычек, а между подлинным правом и правом не­подлинным, между правом без кавычек и правом в кавычках, сло­вом — между правом и неправом, которое советскими идеологами выдавалось за право по тем или иным практическим, политиче­ским, идеологическим и доктринальным соображениям и мотивам.

По существу так же речь должна идти о принципиальном раз­личии между двумя противоположными типами организации по­литической власти в стране — в правовой или неправовой формах, в виде публичной (публично-правовой), государственной власти или в виде внеправового, непосредственного классового господства, дик­татуры пролетариата с монополизацией политической власти в руках коммунистической партии.

Или право и государство (публично-политическая, государст­венная власть), или неправо и негосударство (диктатура класса, классово-политическая, партийно-коммунистическая власть). "По­лугосударство" так же невозможно, как и "полуправо". Это (и теоретически, и реально-исторически, по логике и по опыту) лишь вербальные идеологические кентавры, слова-метафоры, за кото­рыми скрываются неправовые и негосударственные властные ин­ституты и приказные нормы прямого классового господства, дикта­туры пролетариата, монопольного политического правления ком­мунистической партии.

Поскольку для Пашуканиса (вслед за Марксом) государство, право, мораль и т. д. — "суть формы буржуазного общества"1, то ясно, что в послереволюционном, небуржуазном, пролетарском, со­циалистическом обществе для них нет места и условий. Но там, где

Там же. С. 152.