logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

свободы в христианский период истории от понимания ее в ан­тичном греко-римском мире"1. В этой связи Бердяев ссылается и на средневековое христианское сознание, которое, опираясь на абсолютное, божественное по своему происхождению, значение естественного права, не признавало безусловного подчинения подданных власти, допускало сопротивление тиранической вла­сти и даже тираноубийство. "Средневековье, — отмечает он, — признавало в ряде христианских теологов, философов и юристов врожденные и неотъемлемые права индивидуума (Гирке). В этом средневековое сознание стояло выше современного. Но сознание это было противоречивым. Признавалась смертная казнь ерети­ков. Рабство считалось последствием греха вместо того, чтобы считать его грехом"2.

Также и французская Декларация прав человека и граждани­на, отмечает Бердяев, есть "изъявление воли Бога": "Декларация прав Бога и декларация прав человека есть одна и та же декла­рация"3.

Положительно оценивая и акцептируя сами идеи о неотчуж­даемых правах человека, развитые в религиозных учениях о есте­ственном праве, Бердяев вместе с тем в философско-концепту-альном плане (в полном соответствии с принципами своей филосо­фии духа и пониманием свободы как духовного явления) трактует эти неотчуждаемые права человека как именно духовные, а не естественные права. "Учение о естественном праве, которое при­знавало права человека независимо от политических прав, уста­новленных государством, — отмечает он, — делало теоретическую ошибку, которая свойственна незрелой метафизике того времени. В действительности неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не приро­дой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, при­рода никаких прав не устанавливает. Такую же ошибку делали, когда совершали революцию во имя природы; ее можно делать только во имя духа, природа же, т. е. присущий человеку инстинкт, созда­вала лишь новые формы рабства"*.

Под правом в философии Бердяева имеются в виду лишь ду­ховные неотчуждаемые права человека — "субъективные права человеческой личности"5, свобода духа, свобода совести, свобода

1 Там же. С. 307. Показательно, что в угоду своей концепции христианского персо­нализма Бердяев обходит молчанием тот общеизвестный факт, что как начало уче­ний о естественном праве, так и естественноправовая идея о свободе всех людей восходят к дохристианским временам, к античным (греческим и римским) авторам. 1 Там же. С. 314.

3 Бердяев H.A. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 288.

4 Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. С. 307.

5 Бердяев H.A. О назначении человека. С. 175.