logo
Философия1

Раздел I. Общие проблемы философии права

разветвленная и детализированная структура права и правового общения в соответствии с сословно-иерархическим принципом строе­ния и функционирования феодального строя в целом. В согласии с непосредственно политическим и правовым значением сословного деления в феодальном обществе права человека стали определять­ся его сословной принадлежностью. Различные социальные стату­сы обусловливали разные уровни (круги) прав-привилегий людей в общей пирамиде феодальной системы права-привилегии. Принцип правового равенства (и, следовательно, право как таковое) стал распространяться на более широкий (чем ранее) круг людей и от­ношений, правда, в их сословной дифференциации и ограниченно­сти. Права человека на этой исторической ступени остаются раз­личными по содержанию и объему правами-привилегиями членов разных сословий, сословными правами человека, правами сослов­ного человека.

В условиях полной или частичной несвободы той или иной части людей (рабство, крепостничество) само право и пользование право­вой формой представляют собой привилегию (право-привилегию) по отношению к тем, кто остается вне соответствующего круга субъ­ектов права. Причем индивид признавался субъектом такого пра­ва-привилегии не в качестве человека вообще (не в качестве пред­ставителя человеческого рода), а лишь в качестве определенным образом и для определенного круга отношений выделенного, из­бранного, маркированного, словом — частичного, привилегирован­ного человека (как исконного афинянина или римлянина, члена оп­ределенного рода, сословия, группы, обладателя определенным имуществом, богатством, социальным положением и т. д.).

На различных ступенях исторического пути к современной концепции прав человека мы имеем дело с тем или иным вариан­том частичного, ограниченного, привилегированного человека. По­следним типом такого привилегированного человека в этом истори­ческом ряду является гражданин (человек как член государства), а последней формой прав привилегированного человека — права гражданина (в их соотношении с правами человека).

История прав человека — это история очеловечивания лю­дей, история прогрессирующего расширения правового признания в качестве человека тех или иных людей для того или иного круга отношений.

Поэтому становление и развитие прав человека и гражданина неразрывно связано с генезисом и эволюцией содержания самого принципа формального (правового) равенства в различные эпохи и в различных обществах.

Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей (т. е. вместе с тем и идея прав человека как человека) не была реализо­вана и в средние века; но она не была забыта и продолжала разви­ваться с различных позиций, в разных формах и направлениях