logo
Философия1

Глава 3. Советский легизм

283

I

цепциях под оболочкой словесно признаваемого нового, особого "пра­ва" по существу, фактически имелось в виду объективно нечто не­правовое, а, следовательно, настоящее антибуржуазное, пролетар-ско-диктаторское, социалистическое и прокоммунистическое, под­линно марксистско-ленинское отношение к праву.

Все это характерно и для выдвинутой Пашуканисом концеп­ции "социалистического права". Хотя она расходится и с доктриной (с постулатом о буржуазном "равном праве" при социализме и т. д.), и с практикой победившего социализма (отсутствие буржуаз­ного, а вместе с ним и всякого настоящего права), однако своим фактическим отрицанием права и трактовкой в качестве "социали­стического права" неправовых норм партийно-политической вла­сти при диктатуре пролетариата данная концепция наилучшим образом (при сложившихся условиях) выражает и учитывает внут­ренние требования и доктрины, и практики в их глубинной несо­вместимости с подлинным правом, с принципом формально-пра­вового (не "фактического") равенства.

На эти внутренние потребности коммунистической доктрины и послереволюционной практики так или иначе ориентировались сторонники также и других направлений марксистско-ленинского подхода к праву. Но Пашуканис глубже других понял и адекватней выразил в ходе трансформации своей позиции (*уть доктринально­го и практического отрицания права как права, совместимость док­трины и практики лишь с таким правопониманием, которое на са­мом деле есть правоотрицание. Он был наиболее сознательным, убежденным и последовательным отрицателем буржуазного права, а вместе с ним и всякого права. Его творчество и его вклад (как, впрочем, и других приверженцев доктрины) объективно носят не­гативный характер, поскольку их суть — отрицание права.

Но осмысление этого опыта отрицания права — необходимый момент в современных поисках путей к началам права и утвержде­нию правового строя.