logo
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

207

1 Там же. С. 88.

2 Там же. С. 136.

нию, отмечает Пашуканис, предполагает товарное хозяйство, об­мен по закону стоимости и эксплуатацию человека человеком в формах свободного договора. "Этот взгляд, — продолжает он, — лежит в основе той критики, которую коммунизм направлял и на­правляет против буржуазной идеологии свободы и равенства и про­тив буржуазной формальной демократии, где "республика рынка" прикрывает собой "деспотию фабрики". Этот взгляд приводит нас к убеждению, что защита так называемых абстрактных основ право­вого строя есть наиболее общая форма защиты классовых интере­сов буржуазии и т. д. и т. п."1.

Такое отождествление Пашуканисом (вслед за Марксом и Ле­ниным) права вообще с буржуазным правом не оставляло, конечно, места для признания и т. н. "пролетарского права" или какого-то иного, послебуржуазного права.

Сторонники нового (пролетарского, советского и т. д.) права, критикуя позицию Пашуканиса, утверждали, что применяемые им абстрактные характеристики права вообще относятся лишь к бур­жуазному праву, но не к "пролетарскому праву", для которого нужны другие обобщающие понятия. Подобные требования Пашуканис счи­тал недоразумением. "Требуя для пролетарского права своих но­вых обобщающих понятий, — отвечал он своим критикам, — это направление является как будто революционным par excellence. Од­нако оно на деле прокламирует бессмертие формы права, ибо оно стремится вырвать эту форму из тех определенных исторических условий, которые обеспечили ей полный расцвет, и объявить ее способной к постоянному обновлению. Отмирание категорий (имен­но категорий, а не тех или иных предписаний) буржуазного права отнюдь не означает замены их новыми категориями пролетарского права, так же как отмирание категории стоимости, капитала, при­были и т. д. при переходе к развернутому социализму не будет означать появление новых пролетарских категорий стоимости, ка­питала, ренты и т. д."2.

Действительно, если т. н. "пролетарское право" — это настоя­щее право, оно должно обладать основными свойствами и специфи­ческим качеством всякого права и права вообще, которое, согласно марксизму, нашло свое полное воплощение в буржуазном праве. Поэтому отмирание категорий буржуазного права "при переходе к развернутому социализму", согласно Пашуканису, "будет означать отмирание права вообще, т. е. постепенное исчезновение юридиче­ского момента в отношениях людей"3.

Но что же представляет собой в действительности то буржу­азное право, которое, по мнению Пашуканиса, сохраняется после

1 Там же. С. 35.

2 Там же. С. 53.

3 Там же.

208 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

пролетарской революции вплоть до его полного "отмирания"? От­вечая на этот вопрос в духе положений Маркса и Ленина о сохра­нении буржуазного права в распределительных отношениях (для распределения продуктов потребления между отдельными произ­водителями по принципу эквивалента, буржуазного "равного пра­ва"), Пашуканис по поводу времени "отмирания" права замечает: "Маркс берет в качестве предпосылки такой общественный строй, при котором средства производства принадлежат всему обществу и в котором производители не обмениваются своими продуктами. Следовательно, он берет стадию высшую, чем переживаемый нами нэп"1.

Это — довольно странное замечание, призванное, видимо, объ­яснить, почему прогноз Маркса и Ленина о буржуазном "равном праве" не осуществляется в действительности. При нэпе было до­пущено буржуазное право, но это было нечто совсем иное, чем прогнозированное Марксом и Лениным буржуазное "равное пра­во". Пашуканис этого прямо не признает. Оставляет он без ответа и вопрос о праве до нэпа, при "военном коммунизме". Причины этих умолчаний и туманных оговорок понятны: как отсутствие до нэпа, при "военном коммунизме", буржуазного "равного права" (в Мар-ксовом представлении) в обобществленных и "огосударствленных" распределительных отношениях, так и наличие при нэпе буржуаз­ного права совсем в другом смысле, чем предполагали Маркс и Ленин, никак не согласуются с разделяемой и развиваемой также и Пашуканисом марксистской концепцией буржуазного "равного права" при социализме.

Комментируя соответствующие положения Маркса и Ленина о судьбах права и государства после пролетарской революции и до их полного отмирания при коммунизме, Пашуканис писал: "Раз дана форма эквивалентного отношения, значит, дана форма права, значит, дана форма публичной, т. е. государственной власти, кото­рая благодаря этому остается некоторое время даже в условиях, когда деления на классы более не существует"2.

Эти рассуждения Пашуканиса оторваны от реалий послерево­люционного развития, которым весьма некритически и догматиче­ски навязывается практически не сработавшая прогностическая схема Маркса и Ленина. Разве до нэпа, в условиях "военного ком­мунизма", распределительные, да и иные общественные отноше­ния строились на началах эквивалентности и права? Разве вынуж­денное после краха "военного коммунизма" ограниченное допуще­ние буржуазного оборота и соответствующего буржуазного права подтверждает, а не опровергает названную марксистскую прогно­стическую схему? И разве диктатура пролетариата (все равно —

1 Там же. С. 54.

2 Там же. С. 55.