logo
Философия1

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

265

чески изменяются формы собственности, но право всегда остается и останется нормативной защитой собственнической привилегии. Право — идеологизированная привилегия. Это не только существен­ная, но и исчерпывающая по существу его характеристика"1.

Выдавая социалистическое "нормирование" за нормы права ("право-норму") при социализме, Резцов по существу игнорировал специфику правовой нормы и права в целом. Его "нормативизму" не хватало как раз юридичности. Впрочем, это типичный порок всех направлений советско-позитивистского толкования права как результата властно-принудительного нормотворчества.

В дискуссиях о правопонимании 20—30-х годов заметную роль играл А.Стальгевич. Сперва он в целом находился под влиянием меновой концепции Пашуканиса. Так, в работе 1928 г. он писал, что "в отношениях товарного оборота, в отношениях рынка коренится наше понимание права", что "право является формой экономиче­ских отношений субъектов в процессе товарного оборота" и т. д.2 В дальнейшем он начал критиковать позицию Пашуканиса и поддер­живать ряд положений подхода Стучки, хотя и воздерживался от характеристики советского права как пролетарского права3.

Особое, новое качество советского права, согласно Стальгеви-чу, определяется диктатурой пролетариата и социалистической плановостью. "Диктатура пролетариата, представляющая неогра­ниченную власть пролетариата, — писал он, — в известном смыс­ле и является содержанием революционной законности и советско­го права, хотя сама диктатура пролетариата к содержанию закон­ности и права не сводится"4.

Отождествление советского права с характеристиками и свой­ствами диктатуры пролетариата по существу означало отрицание правового качества советского права. Показательно, что одним из новых свойств советского права, по Стальгевичу, является "диа­лектическое превращение в не-право". "Построенная на основе мар­ксистско-ленинской диалектики общая теория права, — отмечал Стальгевич, — раскрывает сущность права как системы (порядка или формы) общественных отношений, которая коренится в про­цессе товарного производства и обмена, в революционном развитии и ломке экономических формаций классового общества меняет свой характер; соответствуя интересам господствующего класса, охра­няется его организованной силой — государством; в условиях пере­ходного периода и новых форм классовой борьбы приобретает но-

1 Там же. С. 176.

2 Сталъгевич А. Пути развития советской правовой мысли. М., 1928. С. 63, 72.

1 См.: Сталъгевич А. Основные вопросы марксистской теории права // Советское

государство и революция права, 1930, № 7. С. 156—185; № 10. С. 104—122; Ом же.

Наши ошибки и разногласия // Советское государство и революция права, 1930,

№ 11—12. С. 176—188.

4 Сталъгевич А. Наши ошибки и разногласия. С. 187.

266 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

вое качество (диктатура пролетариата, социальная плановость, диа­лектическое превращение в не-право), и, при социализме вместе с государством отмирая, окончательно исчезнет (засыпая) на высшей стадии коммунизма"1.

С этих довольно путанных позиций Стальгевич весьма резко критиковал взгляды не только Пашуканиса, но и многих других юристов (И. Разумовского, А. Рейснера, М. Резунова, А. Ангарова, Я. Бермана, М. Доценко, Е. Коровина, Ф. Корнилова, Э. Понтовича и др.). Особо острые нападки адресовал он Пашуканису, безоснова­тельно приписывая ему идеализм, оппортунизм, защиту взглядов Н. Бухарина и т. д.

В свою очередь, позиция Стальгевича в эти годы была под­вергнута критике Пашуканисом и его сторонниками (Як.Берманом, М. Доценко и др.)2.

В духе представлений Стучки о "пролетарском праве" кон­цепцию Пашуканиса (за отрицание "классового начала" и т. д.) от­вергал С. Либерман3. Он призывал наряду с психологическими взглядами Рейснера, концепцией социальных функций Гойхбарга, юридическим догматизмом Шретера и др. подвергнуть критике и меновую теорию права Пашуканиса, защищаемую "значительным числом товарищей"4. Право, по его утверждению, вызвано к жизни не отношениями эквивалентного обмена, а "потребностями господ­ства-подчинения одним классом другого класса"5. При таком под­ходе наличие диктатуры пролетариата предстает как бесспорный аргумент в пользу пролетарского права. "Ссылки на то, что и при социализме сохраняется "буржуазное право", следовательно, пред­положение о существовании между буржуазным правом и "бур­жуазным правом" пролетарского права, нисколько не убедительны, ибо и в промежутке между буржуазным государством и "буржуаз­ным государством без буржуазии" в эпоху социализма существует, как известно, государство, именуемое пролетарской диктатурой"6.

В поисках ответа на усиливающиеся к концу 20-х годов обви­нения в адрес его теории (сведение права к буржуазному праву,