logo
Философия1

Глава 1- Собственность и право

137,

льности, — замечает Маркс, — рабочий принадлежит капитали­сту еще раньше, чем он продал себя капиталисту. Его экономиче­ская несвобода одновременно и обусловливается и маскируется пе­риодическим возобновлением его самопродажи, переменой его ин­дивидуальных хозяев-нанимателей и колебанием рыночных цен его

труда"1.

Но эта подчеркиваемая Марксом "экономическая несвобода"

(в ее крайнем выражении — в отношениях между капиталистом и пролетарием) на самом деле означает правовую свободу людей (а свобода и может быть только в правовой форме), у которых нет собственности на средства производства. Правовой тип отношений между собственниками и несобственниками не только не отрицает, а, напротив, предполагает формальную (правовую) свободу и пра­вовое равенство всех участников данного экономического процесса, всех членов общества. Более того, даже пролетарий выступает здесь, согласно анализу Маркса, не только как формально (юридически) свободное лицо, но и как владелец особого товара — рабочей силы, как его реальный собственник. Так что он продает не всего себя, а лишь свою определенную способность в виде специфического това­ра на общих для товарного рынка договорно-правовых условиях, с соблюдением требований формально-правовой свободы и нанима­теля (капиталиста), и нанимаемого (рабочего).

Поэтому критикуемая Марксом капиталистическая ситуация "экономической несвободы" в действительности (в силу господства здесь правового способа экономических отношений между собст­венниками и несобственниками, нанимателями и наемными рабо­чими) является ситуацией правовой, а следовательно, и экономиче­ской свободы.

Требуемая же марксистским коммунизмом внеправовая "эко­номическая свобода" (посредством уничтожения частной собствен­ности и ее обобществления) ведет к бесправию и тотальной несво­боде, к экономической несвободе всех, включая и бывших собствен­ников, и "освобожденных" пролетариев. Здесь, при социализме, все люди оказываются несобственниками и существуют в условиях эко­номической несвободы — в тотальной зависимости от пролетарско-коммунистической диктатуры, распоряжающейся всеми объекта­ми бывшей частной собственности, всеми производительными си­лами, включая и непосредственного производителя.

Вместе с ликвидацией права членов общества (включая и не­посредственных производителей) на частную собственность отри­цается и собственность всех индивидов на свою рабочую силу, т. е. экономическая основа юридической свободы труда и предпосылка правового договора о добровольности найма на работу и увольне­ния с нее, о размере заработной платы и т. д.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23. С. 590.

138 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизд^а

"Экономическая несвобода", о которой говорит Маркс, т. е. эко­номико-правовые отношения буржуазной свободы, при социализме действительно уничтожается вместе с ликвидацией частной собст­венности, права, свободной личности, товарно-денежных отноше­ний, свободы труда и т. д. Но отрицание этих присущих капитализ­му экономико-правовых форм свободы вовсе не означает, вопреки марксистским ожиданиям, позитивного утверждения каких-то дру­гих форм свободы. Коммунистическое освобождение от капитализ­ма оказывается негативной "свободой" от экономико-правового типа общественных отношений, "свободой" от права и без права.

[ Глава 2. Социализм и право