logo
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

615

Одним из важных (в социально-политическом и идейно-миро­воззренческом отношениях) направлений такого обновления естест­венного права, во многом содействовавшего его послевоенному "ре­нессансу", стала антитоталитарная переинтерпретация естествен­ноправовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей есте­ственного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарно­го законодательства, активная разработка с таких антитоталитари­стских (во многом — с либерально-демократических) позиций про­блем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, цен­ности права, достоинства личности, правового государства и т. д. заметно повысили престиж естественноправовой идеологии в широ­ком общественном мнении послевоенной Европы, усилили ее теоре­тические позиции и практическое влияние во многих сферах поли­тической и правовой жизни (конституционное и текущее законода­тельство, правоприменительный процесс, правосудие и т. д.).

В целом для "возрожденного" естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики, свидетельствующий о чуткости естественноправовой мысли к актуальным проблемам действительности и способности предложить свои ответы и решения, в которых традиционная ори­ентация на апробированные ценности гибко сочетается с новейши­ми веяниями, ожиданиями и тенденциями, с духом времени.

В этом плане сформулированная неокантианцем Р.Штаммлером концепция "естественного права с меняющимся содержанием" была конгениальна двойственной традиционалистско-обновленческой (ох­ранительно-критической, архаично-модернистской, консервативно-прогрессистской) ориентации естественноправовой мысли с ее глу­бинными представлениями о развитии как постоянном процессе (и человеческом призвании и долге) актуализации вечного и неиз­менного в этом преходящем и изменчивом мире.

Концепция "естественного права с меняющимся содержани­ем" (непосредственно и в различных последующих вариациях) со­действовала существенной методологической, гносеологической и общетеоретической модернизации естественноправового подхода в XX в., особенно — во второй ее половине.

Теологические учения традиционно занимали доминирующие позиции в рамках всего естественноправового подхода. В рамках теологических учений имеется два основных направления: томи-стское (и неотомистское) направление, ориентированное на учение Фомы Аквинского о разумности божественного порядка мирозда­ния и естественном праве как выражении этого разумного порядка, и протестантское (и неопротестантское) направление, восходя­щее к положению Августина о воле бога как основе и источнике естественного права.

В отличие от томистов, признающих познаваемость разума божественного порядка, представители протестантских учений от-

616