logo
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

223

Пашуканис верно квалифицировал подобные определения права как позитивистские, но отвергал их не с позиций признания объек­тивного смысла и ценности права, а в духе марксистского отрица­ния всякого права, в перспективе преодоления права, правоведе­ния и философии права как явлений буржуазной действительно­сти и буржуазной идеологии. "Все эти определения, — писал он о позитивистских подходах к праву, — подчеркивают связь между конкретным содержанием правового регулирования и экономикой. Однако в то же время право как форму они стремятся исчерпать признаком внешней, государственно-организованной принудитель­ности, т. е. по сути дела не идут дальше грубоэмпирических прие­мов той самой практической или догматической юриспруденции, преодоление которой должно составить задачу марксизма"1.

Критически относился Пашуканис и к позиции Стучки, хотя и усматривал в ней ряд достоинств. "Тов. П.И. Стучка, с нашей точки зрения, — писал он, — совершенно правильно поставил проблему права как проблему общественного отношения. Но вместо того что­бы начать поиски специфической социальной объективности этого отношения, он возвращается к обычному формальному определе­нию, хотя и ограниченному классовым признаком. В той общей фор­муле, которую дает т. Стучка, право фигурирует уже не как специ­фическое социальное отношение, но как все вообще отношения, как система отношений, отвечающая интересам господствующего класса и обеспеченная его организованной силой. Следовательно, в этих классовых рамках право как отношение неотличимо от соци­альных отношений вообще, и т. Стучка уже не в состоянии отве­тить на ядовитый вопрос проф. Рейснера, каким образом социаль­ные отношения превращаются в юридические институты или ка­ким образом право превращается в самого себя"2.

В определении Стучки действительно не выделена специфика права. Говоря о классовом содержании правовой формы, данное определение не объясняет, почему это содержание принимает именно правовую, а не какую-то иную форму. Для доказательства юридич-ности, правового характера этой формы (системы, порядка) отно­шений Стучке не остается ничего другого, как от своего классового социологизма обратиться, подобно другим (отвергаемым им) пози­тивистам, к государственной власти как правосозидающему источ­нику и правоопределяющей силе. Настойчивые при этом ссылки Стучки (в отличие от других позитивистов) на классовый характер государственной власти лишь демонстрируют, что классовый со­циологизм в его подходе довольно эклектически сочетается с клас­совым позитивизмом при трактовке вопросов экономики, права, закона, государства и т. д.

1 Пашуканис Е.В. Избранные произведения. С. 57—58, сноска 14. z Там же. С. 75.

8*

224 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Пашуканис же стремится удержаться на позициях того клас­сового социологизма, согласно которому право и государство — это соответствующие (правовая, публично-политическая) формы эко­номико-стоимостных, товарно-меновых, т. е. по сути и классовому характеру — буржуазных отношений. Классовость права и госу­дарства для Пашуканиса (как и у Маркса), концептуально говоря, это их буржуазность, отсюда и необходимость их отрицания, "от­мирания" и т. д., и принципиальная невозможность "пролетарского права", "пролетарского государства" как каких-то новых (после-буржуазных) типов права и государства.

Более или менее последовательное развитие этой позиции в книге "Общая теория права и марксизм" удается Пашуканису лишь постольку, поскольку он (как и Маркс в "Капитале") остается там, по его словам, на "территории врага"1, критикует буржуазные об­щественные отношения и буржуазное право, конкретно не анали­зирует проблемы послебуржуазного, пролетарского строя. Как только он переходит к этой советской тематике (уже в самой этой книге, но особенно сильно — в последующих выступлениях и публикациях), в его суждениях начинается заметный крен в сторону классового позитивизма, приспособления своей позиции к целям оправдания отношений, институтов и норм диктатуры пролетариата и его зако­нодательства.

Так, в статье 1927 г. "Марксистская теория права" Пашука­нис, отвечая на критику Стучки2, признает, что целый ряд право­вых проблем остались в его книге вне поля зрения. "Такова, напри­мер, — отмечает Пашуканис, — проблема права переходного вре­мени, или советского права, которую поставил во весь рост т. Стуч-ка, что и принадлежит к числу его крупных заслуг в теории пра­ва"3. И еще шаг в сторону классового (советско-правового) позити­визма: "Повторяю, что большой заслугой т. Стучки является неус­танное подчеркивание им особой, специфической природы совет­ского права, вытекающей из его революционного происхождения, в противовес всяким попыткам рассматривать наше советское право как наиболее полное завершение неких "социальных" тенденций, наблюдающихся в буржуазном правопорядке"4.

Пашуканис, таким образом, переходит здесь к признанию на­личия нового (послереволюционного и послебуржуазного) "совет­ского права" с "особой, специфической природой". Вместе с тем это "советское право" он — для сохранения хотя бы внешней, словес­ной видимости своей концептуальной последовательности — не на-

1 Там же. С. 56.

2 См.: Стучка П.И. Государство и право в период социалистического строительства // Революция права, 1927, № 2.

3 Пашуканис Е.Б. Избранные произведения. С. 188—189.

4 Там же. С. 189.