logo
Философия1

Глава 4. Философия права в России

549

мысли и слова. Эти неотчуждаемые субъективные права и свободы он называет также "идеальным правом"1.

Соотношение права и закона в трактовке Бердяева в це­лом соответствует логике соотношения свободы (свободной лич­ности) и государства и предстает как соотношение "идеального права" (т. е. духовных неотчуждаемых субъективных прав че­ловека) и принудительного закона. "Государство, — пишет Бер­дяев, — стоит под знаком закона, а не благодати"2. При этом на закон он распространяет все негативные свойства и характери­стики государства. Закон так же греховен, как и власть. В кон­фликте реальной силы и идеального права государство всегда решает: реальная сила. Выражением этого силового начала и является, по Бердяеву, "принуждающий закон" — "противо­положение свободе"3.

В рамках философско-правовых воззрений Бердяева право и закон — непримиримые противоположности, так что возможность правового закона здесь в принципе исключена. Позитивное пра­во у Бердяева — это всегда антиправовой закон. "Право как ор­ган и орудие государства, как фактическое выражение его неог­раниченной власти, — пишет он, — есть слишком часто ложь и обман — это законность, полезная для некоторых человеческих существ, но далекая и противная закону Божьему. Право есть сво­бода, государство — насилие, право — голос Божий в личности, государство — безлично и безбожно"4.

Вечная тенденция государства и закона состоит, по оценке Бердяева, в нарушении свободы и права. Он критикует государство и закон также и за их абстрактно-всеобщий характер: "Государст­во не знает тайны индивидуального, оно знает лишь общее и отвле­ченное. И личность для него есть общее... Государство еще может признать отвлеченное субъективное право человека и гражданина, да и то неохотно, но никогда не признает индивидуальных, непо­вторимых, единичных, качественно своеобразных прав отдельной личности с ее индивидуальной судьбой"6.

Здесь Бердяев явно находится в плену своего общего негатив­ного (и во многом нигилистического) отношения к государству и закону и совершенно неосновательно критикует их за то, что со­ставляет их величайшее достоинство и ценность — принцип всеоб­щего и равного отношения ко всем, абстрагированный от присущих им индивидуальных особенностей, различий и т. д. Только благода­ря этому, собственно говоря, и возможна в этом мире свобода лю-

1 Там же. С. 172.

2 Там же.

Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. С. 323. * Бердяев H.A. Государство. С. 291. Бердяев H.A. О назначении человека. С. 174.

550