logo
Философия1

Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 343

значение здесь имеет утверждение этого правового равенства в са­мих отношениях десоциализируемой собственности — в виде уже приобретенного равного права каждого на гражданскую собственность.

Признание каждого гражданина реальным собственником по­родит в обществе и стране мощные и непреодолимые центростре­мительные силы и станет фундаментом стабильного правопоряд­ка. Справедливое решение проблемы собственности на уровне ка­ждого индивида существенно ослабит энергию и всех остальных конфликтов в обществе.

Наличие цивильной собственности будет означать реальную гуманизацию отношений собственности, действительное преодо­ление отчуждения от собственности в интересах каждого человека. Такая собственность преобразует сообщество "всех вместе" в гра­жданское общество экономически и юридически свободных и неза­висимых индивидов и создаст необходимые условия для господ­ства права в общественной и политической жизни.

Право на гражданскую собственность — это не просто обычное формальное право (абстрактная правоспособность) индивида иметь (или не иметь) собственность на средства производства, а уже приоб­ретенное, наличное и неотчуждаемое субъективное право на реаль­ную собственность. Таким образом, цивилитарное право — это но­вое, послебуржуазное и постсоциалистическое правообразование. Оно сохраняет принцип любого (в том числе и буржуазного) права, т. е. принцип формального равенства, и вместе с тем содержательно дополняет и обогащает его качественно новым моментом — равным правом каждого на одинаковый для всех минимум собственности.

Подобно тому как гражданская собственность — это настоя­щая, юридически индивидуализированная собственность на сред­ства производства, но уже не буржуазная частная собственность, так и право на гражданскую собственность —- настоящее право, но уже не буржуазное право. Цивилитарное право, таким образом, по своему содержанию и уровню развитости стоит выше предшествую­щих типов права и, следовательно, в правовой форме воплощает боль­шую меру свободы людей и выражает более высокую ступень в историческом прогрессе свободы в человеческих отношениях.

Можно предположить, что и видимый дальнейший прогресс свободы будет осуществляться по цивилитарной модели обогаще­ния и дополнения опорного принципа формально-правового равен­ства новыми неотчуждаемыми субъективными правами.