logo
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

219

форма уголовного права и процесса. В этой связи он критически замечает: "Уголовный кодекс сам по себе и та судебная процедура, для которой он создан, пропитаны насквозь юридическим началом эквивалентности воздаяния"1.

Борьба против права имеет свою логику, которая приводит Пашуканиса к отрицанию не только основных юридических прин­ципов в сфере уголовного права и процесса, но и вообще особенной части Уголовного кодекса. "Наконец, — спрашивает он своих не столь радикальных соратников в борьбе против права, — зачем нужна вся особенная часть Кодекса, если дело идет только о мерах социальной (классовой) защиты? В самом деле, последовательное проведение принципа охраны общества требовало бы не зафикси-рования отдельных составов преступления (с чем логически связа­на мера наказания, определяемая законом или судом), но точного описания симптомов, характеризующих общественно опасное со­стояние, и разработки тех методов, которые нужно в каждом дан­ном случае применять для того, чтобы обезопасить общество"2.

Здесь хорошо видно, как место вытесняемого права тут же занимает самый откровенный и грубый произвол, в какие бы меди­ко-психиатрические одежонки его ни наряжал Пашуканис. Кстати говоря, гнусная практика злоупотребления психиатрией в полити­ческих целях против инакомыслящих вполне укладывается в обос­новываемую Пашуканисом карательную конструкцию классовых мер борьбы против людей с "симптомами, характеризующими общест­венно опасное состояние".

Для Пашуканиса как марксистского идеолога отрицание пра­ва — это лишь необходимый момент в движении от капитализма к коммунизму. И он настолько поглощен этим моментом, что просто не замечает (или не хочет видеть), что отрицание права — это про­сто бесправие, насилие, несвобода, произвол. Он мечтает о неправо­вой карательной процедуре, которая выразится "целиком и без ос­татка в разумной, немистифицированной форме социально-тех­нических правил"3. Конечно, там, где нет права (после уничтоже­ния буржуазного права, в условиях диктатуры пролетариата), там карательная процедура, да и вся карательная политика осуществ­ляются (и могут осуществляться) лишь во внеправовых и антипра­вовых формах. Отсюда, однако, лишь следует, что социализм несо­вместим с правовыми формами также и в области карательной по­литики, но вовсе не вытекает, будто внеправовое насилие — это более разумная форма, чем уголовное право.

Обрисованный Пашуканисом переход от права (в данном слу­чае — от уголовного права) к неправу в виде социально-техниче-

1 Там же. С. 177.

2 Там же.

3 Там же. С. 175.

220 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ских правил, от правосудия — к репрессивной медико-психиатри­ческой диагностике симптомов классово опасного состояния со всей очевидностью демонстрирует полнейшее безразличие (и Пашука-ниса как идеолога, и оправдываемого им строя бесправия) к судь­бам живых людей — строителей коммунизма, актуальных и потен­циальных жертв внеправовой карательной политики. И это весьма показательно и "симптоматично" для всей правоотрицающей пози­ции Пашуканиса. "Из всех видов права, — замечает он, — именно уголовное право обладает способностью самым непосредственным и грубым образом задевать отдельную личность. Поэтому оно все­гда вызывало к себе наиболее жгучий, и притом практический, ин­терес. Закон и кара за его нарушение вообще тесно ассоциируются друг с другом, и, таким образом, уголовное право как бы берет на себя роль представителя права вообще, является частью, заменяю­щей целое"1. А это для Пашуканиса означает лишь буржуазность и, следовательно, ненужность уголовного права: "Уголовное право, так же как и право вообще, есть форма общения эгоистических обособленных субъектов, носителей автономного частного интереса или идеальных собственников"2.

С ликвидацией частной собственности и социализацией средств производства исчезает и частная, эгоистическая, автономная лич­ность, а вместе с ней и личность вообще, свободный и независимый индивид; частный человек социализируется вместе со всеми ос­тальными производительными силами, превращается в несамостоя­тельную, зависимую, несвободную частицу целого — классово по­нятого, организованного и защищаемого (на основе технических пра­вил, медицинской диагностики и политико-идеологической педаго­гики) "общества".

Такова в целом схема антиправовых рассуждений и построе­ний Пашуканиса, в рамках которых нет места для понимания и адекватной оценки роли и значения уголовного права и процесса (как, впрочем, и других отраслей права и права в целом) для защи­ты жизни, свободы, прав, интересов, безопасности людей как лю­дей — все равно, где, когда и в качестве кого они фигурируют по его идеологической схеме. Здесь хорошо видно, что этот радикаль­ный антигуманизм — лишь другое выражение правового ниги­лизма. У них общий корень — коммунистическое отрицание лично­сти, свободы, права, собственности.

Пашуканис (и марксизм в целом) прав, что пролетарское, ком­мунистическое уничтожение частной собственности неизбежно оз­начает одновременно отрицание и индивида как самостоятельного экономического, морального и правового субъекта, преодоление сво­бодной, равной и независимой личности, т. е. ликвидацию индиви-

1 Там же. С. 160.

2 Там же. С. 178.