logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

"не монстр, не голая сила над стадом несвободных людей", так как, "несмотря на свой авторитет, благодаря которому он притязает на тоталитет жизни своих граждан, "третий рейх" соответствует по­нятию государства и в качестве вообще государства является не несвободой и принуждением, а действительной свободой"1.

Неогегельянские идеи Биндера разделял и развивал его уче­ник К. Ларенц, характеризовавший своего учителя как "философа-правохранителя"2. Речь шла о неогегельянски трактуемом праве как "обязательном жизненном порядке народа"3. В условиях фаши­стского режима Ларенц, определяя задачи философии права, ак­центировал внимание на "постижении разумности данного, т. е. дей­ствительного, эмпирического права"4. Право, замечает он, выража­ет "всеобщность разума", "разум предмета" и не может быть све­дено к "абстрактным правилам", "к какому-нибудь случайному и абстрактному регулированию"5. Гегелевские суждения о разумном праве Ларенц интерпретировал в духе дискредитации не только идей юридического позитивизма о правовых нормах, но и вообще позитивного права как определенных предписаний и правил.

После прихода к власти нацистов Ларенц откровенно приспо­сабливал неогегельянские представления о Гегеле к идеологиче­ским и политическим стандартам национал-социализма. Для на­ционал-социализма характерны отрицательное отношение не толь­ко к твердому правопорядку и режиму законности, но и известное стремление размыть понятие государства как учреждения норма­лизованной общественной жизни в расплывчатых, демагогически и пропагандистски используемых понятиях "нация", "народ", "раса", "рейх", "тоталитет народа", "народный порядок" и т. п. "Сегодня, — писал "партийный идеолог" А. Розенберг, — мы больше не рас­сматриваем государство в качестве независимого идола, перед ко­торым все должны гнуть спины. Государство не есть также предел, но лишь только средство для сохранения народа... Формы государ­ства меняются, права государства отмирают, народ же остается. Из этого следует, что нация — первое и последнее, чему должно под­чиняться все остальное"6.

Отношение Розенберга к Гегелю пронизано идеологической нетерпимостью и низкопробной демагогией. Гегелевскую филосо­фию права он отвергает с порога как "вершину чуждого по крови

1 Binder J. Der Idealismus als Grundlage der Staatsphilosophie // "Zeitschrift fьr Deutshe Kulturphilosophie", Bd. 1. Tьbingen, 1935, S. 157.

2 Larenz K. Rechtwahrer und Philosoph. Zum Tode Julius Binders // "Zeitschrift fьr Deutsche Kulturphilosophie", Bd. 6. Tьbingen, 1940, S. 3.

3 Ibid., S. 4.

4 Ibidem.

5 Larenz K. Hegels Begriff der Philosophie und der Rechtsphilosophie // Binder J., Busse M-, Larenz K. Einfьhrung in Hegels Rechtsphilosophie, S. 23.

6 См.: Marcuse H. Reason and Revolution. Hegel and the Rise of Social Theory. N.Y-.

1941, p. 412. • >!•••-:. '