logo
Философия1

Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

Смысл цивилитарного подхода к происходящему определя­ется логикой отношений между типологически более развитой и менее развитой формами права (свободы, собственности, общест­ва, государства и т. д.) на общеправовой основе и в перспективе правового прогресса. Поэтому цивилитарная критика реально скла­дывающегося в стране неразвитого права ведется с позиций содей­ствия его развитию, с ориентацией на более высокие стандарты права, объективно возможные в постсоциалистических условиях и крайне необходимые для обеспечения мирного, реформистского, конституционно-правового пути преобразований.

Как говорится, критика критике — рознь1.

Во всех своих проявлениях (объяснительных, программно-ори­ентирующих, критических, юридико-мировоззренческих и т. д.) кон­цепция цивилизма выступает как теоретическое обоснование и выражение абсолютного смысла категорического императива всей постсоциалистической эпохи — идеи и требования движения к более высокой, чем это было в прошлой истории, ступени право­вого равенства, свободы и справедливости.

'Внутренняя связь теории цивилизма и либертарно-юридического правопонимания адекватно и удачно отражена в трактовке В.В. Лазарева. — См.: Общая теория права и государства // Учебник для юридических вузов под ред. академика РАН В.В. Лазарева. М., 1996. С. 463.