logo
Философия1

5. H.A. Бердяев

В центре творчества H.A. Бердяева (1874—1948), одного из круп­ных русских религиозных философов XX в., стояла проблема сво­боды. Он называл себя "сыном свободы" и подчеркивал: "Я основал свое дело на свободе"1.

Данная тема, а вместе с ней и вся социальная проблематика, включая вопросы права и государства, освещается Бердяевым с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма. Отмечая экзистенциалистский и эс­хатологический характер своей философии, Бердяев писал: "Я верю лишь в метод экзистенционально-антропоцентрический и духовно-религиозный"2.

К этим взглядам Бердяев пришел не сразу. В молодые годы он находился под влиянием марксизма и за пропаганду социализма был сослан в Вологодскую губернию. Затем он переходит на рели­гиозные позиции и становится одним из активных участников (вме­сте с Д.С. Мережковским, В.В. Розановым и др.) русского общест­венно-религиозного движения начала XX в. Но и после отхода от марксизма (ортодоксальным марксистом, материалистом и сторон­ником "марксизма тоталитарного" он никогда не был) Бердяев про­должал признавать "правду социализма" в своей христианско-пер-соналистской трактовке. Этих позиций он придерживался и в эмиг­рации после высылки его из страны в 1922 г. вместе с большой группой деятелей русской культуры.

Оценивая свой подход к социальным проблемам, Бердяев пи­сал: "Основное противоречие моего мнения о социальной жизни связано с совмещением во мне двух элементов — аристократиче­ского понимания личности, свободы и творчества и социалистиче­ского требования утверждения достоинства каждого человека, са­мого последнего из людей и обеспечения его права на жизнь. Это есть также столкновения влюбленности в высший мир, в высоту и жалости к низинному миру, к миру страдающему. Это противоре­чие вечное. Мне одинаково близки Ницше и Лев Толстой. Я очень Ценю К. Маркса, но также Ж. де Местра и К. Леонтьева, мне близок

Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993. С. 254. Там же.

•8--160

542