logo
Философия1

Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 341

ски, но и социально-исторически и политически принципиально важно сохранение на видимую перспективу неотчуждаемого права каждого на гражданскую собственность как гарантированный для всех минимум собственности.

Сверх этого минимума гражданской собственности допуска­ются и все другие виды собственности, так что физические и юри­дические лица могут в меру своих возможностей и без всякого ограничения приобрести по правилам рынка себе в собственность любой из объектов, находящихся в товарно-денежном обороте. Ра­зумеется, что в отношении такой (негражданской) собственности ее владелец будет обладать всем комплексом обычных правомочий владения, пользования и распоряжения.

Все эти виды собственности, допускаемые сверх гражданской собственности, можно было бы для простоты назвать "частной соб­ственностью" (индивидуальной, групповой и т. д.), но в строгом социально-экономическом смысле это — не частная собственность, точно так же, как и "приватизация" после признания гражданской собственности принципиально отличается от нынешней привати­зации (т. е. создания частной собственности), которая проводится до и без признания гражданской собственности. Дело в том, что частная собственность (от античной до наиболее развитой, буржу­азной) предполагает наличие несобственников, деление общества на собственников и несобственников. Наделение всех гражданской собственностью радикально меняет все отношения собственности и сам тип общественного строя: одно дело — антагонизм между соб­ственниками и несобственниками, и совсем другое дело — отноше­ния между владельцами большей и меньшей собственности в усло­виях неотчуждаемого права каждого на минимум собственности.

Известно, что частная собственность при всех своих недостат­ках сыграла существенную роль в общечеловеческом прогрессе, и до сих пор наиболее высокая ступень свободы (в виде всеобщего формально-правового равенства людей, свободы личности в каче­стве субъекта права и владельца собственности, члена граждан­ского общества и правового государства) реально-исторически дос­тигнута в условиях развитой буржуазной частной собственности. Преобразование социалистической собственности в гражданскую собственность ведет к новому строю с более содержательным (чем при капитализме) принципом равенства и справедливости, с более развитыми формами собственности, свободы и права.

Хотя в реальной действительности социализм оказался строем без настоящей собственности, свободы и права, однако в результате социалистического отрицания капитализма создана впервые в исто­рии социалистическая собственность "всех вместе", справедливое (в соответствии с принципом всеобщего правового равенства) преоб­разование которой ведет к цивилизму. И для объективной оценки Места и значения социализма в историческом прогрессе свободы,

342 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

равенства, права и отношений собственности принципиальное значе­ние имеет то обстоятельство, что никакой другой тип собственности, кроме социалистической собственности, не допускает подобного пре­образования и такой всеобщей и бесплатной индивидуализации по принципу правового равенства всех граждан. Только социалистиче­ская собственность обладает таким уникальным потенциалом.

Признание права каждого на равную гражданскую собствен­ность — в отличие от всех других способов "разгосударствления" — это не раздел или раздача объектов социалистической собственно­сти, а надлежащая юридическая форма признания и закрепления права на равную долю в общей собственности всех граждан с выте­кающим отсюда правом каждого гражданина на равную часть де­нежных доходов от платного использования общей собственности. Концепция цивильной собственности, по которой каждый приобре­тает юридический титул собственника и реально становится собст­венником равной доли десоциализируемой собственности на сред­ства производства, ничего общего не имеет с уравниловкой. По сво­ей сути уравниловка — это всегда потребительская уравниловка, регулятивное средство для достижения и обеспечения так назы­ваемого "фактического равенства". Отрицая и право, и собствен­ность на средства производства, уравниловка имеет дело с распре­делением (по правилам социальных привилегий) только предметов потребления в обстановке отсутствия экономико-правовых отноше­ний. Равное же право каждого на гражданскую собственность под­разумевает действительное право и настоящую собственность, т. е. нечто прямо противоположное уравниловке.

Однако у нас царит полное смешение понятий. Как говорится, обожглись на уравниловке, дуют на правовое равенство, отождеств­ляют равенство и социализм, хотя при социализме как раз отсутст­вует и экономическое, и правовое равенство индивидов. Особенно любят иронизировать над равенством идеологи и практики современного "великого раздела" и обогащения за общий счет, те, кто в ходе и благодаря приватизации присвоили (легально и криминально) значи­тельную часть общественного достояния. Понятие равенства у них ассоциируется с призывом Шарикова (персонажа из романа М. Бул­гакова "Собачье сердце") "все отнять и разделить"1. Но если первую часть этой шариковской программы ("отнять") можно и следует отне­сти к социализации, то вторая часть ("разделить"), по логике вещей, реализуется нынешними приватизаторами.

В проблеме перехода от уравниловки к правовому равенству сконцентрирована вся суть предстоящего пути от социалистического тоталитаризма к свободе во всех областях жизни. И определяющее

1 Кстати говоря, смысл фразы не адекватен социализму, который действительно отнимал собственность (на средства производства), но уж никак не делил ее. Что же касается правового равенства, то оно ничего чужого не отрицает и не делит, но лишь воздает по справедливости каждому свое.