logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

617

и главном "восходит к Платону и Аристотелю, была развита даль­ше Августином и Фомой Аквинским", разрабатывалась велики­ми испанцами XVI и XVII вв. и тянется до современности в виде "непрерывной традиции"1. Эта линия развития традиционного ес-тественноправового учения, являющаяся результатом усилий двух тысячелетий, по оценке Месснера, особо значима в современную эпоху "кризиса этики" для ответа на фундаментальные вопросы человеческого существования, сформулированные еще Кантом: Что мы можем знать? Что мы должны делать? На что мы можем надеяться? И в целом: Что есть человек?2

Человек по своей природе, согласно Месснеру, обладает нрав­ственно-правовым сознанием. "Непосредственное нравственно-пра­вовое сознание человека, — пишет Месснер, — само сообщает ему об основных требованиях порядка общественных отношений через нравственный естественный закон, естественное понимание сове­стью всеобщих нравственно-правовых принципов. Естественная со­весть — это не только совесть долга и совесть ценности, но также и правовая совесть в собственном смысле"3.

В отличие от формальных трактовок нравственной природы права Месснер стремится к учету "вещественного содержания" проблемы условий, потребностей и целей человеческого бытия, "тре­бований нравственно-правового порядка природы в различных сфе­рах общественной жизни перед лицом сегодняшней общественной действительности"4. Эта содержательная сторона выражается в ес­тественноправовой этике Месснера с помощью понятия "экзистен­циальные цели" человеческого бытия. В этом смысле Месснер ут­верждает, что право "основывается в экзистенциальных челове­ческих целях"5.

Поясняя отличие своего всеобще-объективистского понимания "экзистенции" от индивидуально-ситуативного подхода представи­телей экзистенциальной философии, Месснер пишет: "Наше поня­тие "экзистенции" включает в себя порядок экзистенции для от­дельного человека и общества, который каждый человек находит уже обозначенным в своей природе во всеобщих очертаниях и ко­торый в частностях ему в соответствующей ситуации надо осуще­ствить, руководствуясь своим разумным познанием и своей разум­ной волей, на основе чего со свободой у него все отлично. Все на­правления экзистенциальной философии, поскольку они не счита­ются с христианским гуманизмом, понимают человека исключитель­но из его свободы, не связанной с таким экзистенциальным поряд-

1 Messner J. Das Naturrecht. 7. Aufl. Berlin, 1984, S. 35.

2 Ibid.

3 Ibid., S. 233. В слове "совесть", наряду с аксиологическим, исходно имеется и гносеологический аспект: со—весть (нем.: Ge-wissen) как сознание.

4 Ibid, S. 47.

5 Ibid., S. 232.

618