logo
Философия1

Глава 10. Личность, право, государство

105

циях речь идет по существу не о правовом государстве, а, скорее, о "государстве законов" или "государстве законности" (как неред­ко именуют их и сами авторы соответствующих конструкций). При­чем этим законам и законности, как и порождающему их и ими же "связанному" государству, не хватает как раз главного — объек­тивного критерия их правомерности и правового характера, их от­личия от форм произвола и несвободы. Между тем теоретически ясно, и практика это убедительно подтверждает, что законы могут исполняться, законность соблюдаться и в том случае, когда они вместе с установившими их властями носят антигуманный, анти­правовой характер. Какой толк от таких законов и такой закон­ности, которые легализуют произвол властей и бесправие под­властных?

У представителей юридического позитивизма нет и по суще­ству не может быть убедительных, не противоречащих принципам их подхода ответов на подобные вопросы теории и практики.

Правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвя­заны: в обоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативной и институциональной формах) идеи и принципа гос­подства права. Правовое государство невозможно без утверждения верховенства правового закона, а правовой закон для своего уста­новления и последовательной реализации нуждается в правовом государстве с соответствующим разделением властей, с конститу­ционно-правовым контролем и иными средствами обеспечения roc-t подства права в человеческих отношениях. t

История философско-правовых учений о правовой государст-н венности — богатый арсенал идей и концепций, без знания кото­рых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государ­ства.

История развития философско-правовой мысли свидетельст­вует о том, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-правовой ас­пект), но и надлежащая правовая организация самой системы го­сударственной власти, учреждение различных государственных органов, четкое определение их компетенции, места в системе, ха­рактера соотношения между собой, способов формирования, форм деятельности и т. д. (организационный, властно-институциональ­ный аспект). Причем оба аспекта тесно взаимосвязаны и один без Другого невозможен. Так, без надлежащей организации государст­венной власти, должного разграничения задач, функций и полно­мочий различных органов власти, определенного порядка их взаи­моотношений и т. д. не может быть ни господства права, ни право-в вьгх законов, ни тем более их верховенства. С другой стороны, безк соответствия праву и соблюдения требований правового закона не-и

106