logo
Философия1

Глава 3. Философия права Нового времени

455

дах личности, о праве подданных свергнуть несправедливое прави­тельство, об общественном договоре как проявлении суверенитета народа, о конституционно-правовом оформлении и ограничении вла­сти государства, о господстве права и правового закона в условиях правового государства.

При исследовании права войны и мира Гроций отмечает, что война как таковая не противоречит естественному праву: "по при­роде каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки"1. Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справед­ливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчер­кивает, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение"2. К справедливым он, в частности, относит войны оборонительные, войны для сохранения целостно­сти государства, защиты имущества. Несправедливые войны (вой­ны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божествен­ных законов, положений права народов)3. Зачинщики несправедли­вой войны, подчеркивает Гроций, "обязаны к возмещению за соде­янное их силами или по их совету"4.

С прогрессивных позиций Гроций обосновывает необходимость гуманного поведения воюющих сторон (в отношении женщин, детей и стариков, пленных, а также лиц, сдавшихся неприятелю), остро критикует злодеяния, разнузданность и безобразия на войне. Он подчеркивает необходимость соблюдения международных догово­ров и соглашений о перемирии.

Гроций подчеркивает, что соблюдение правовых начал в меж­дународных отношениях диктуется не только принципом справед­ливости, но и соображениями пользы всех государств (как малых и слабых, так и обширных и могущественных).

Защищая благо мира, Гроций писал, что "войны ведутся ради заключения мира" и что мир является "конечной целью войны"6.

В своем учении о праве войны и мира Гроций обосновывал необходимость формирования нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотруд­ничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, наро­дами и государствами, на идее единого международного правопо­рядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдае­мого суверенными государствами.

1 Там же. С. 50.

2 Там же. С. 68.

3 См. там же. С. 526.

4 Там же. С. 689.

5 Там же. С. 67.