logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Это есть другой существенный признак права, и если оно первона­чально определялось как некоторый минимум нравственности, то, дополняя это определение, мы можем сказать, что право есть тре­бование реализации этого минимума, т. е. осуществления опреде­ленного минимального добра, или, что то же, действительного уст­ранения известной доли зла, тогда как интерес собственно нравст­венный относится непосредственно не к внешней реализации доб­ра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом"1.

Также и здесь, подчеркивает Соловьев, нет противоречия ме­жду нравственным и юридическим законом. Требование нравст­венного настроения не только не исключает внешних поступков, но даже и предполагает их как свое доказательство и оправдание. В свою очередь, предписание юридическим законом определенных действий нисколько не отрицает соответствующих им внутренних состояний, хотя и не требует их непременно.

В-третьих, различие между нравственностью и правом состо­ит в следующем. Нравственный закон предполагает свободное и добровольное исполнение нравственных требований, и всякое при­нуждение (физическое и психологическое) здесь нежелательно и невозможно. Напротив, внешнее осуществление требований юри­дического закона допускает прямое или косвенное принуждение, так что принудительный характер такого закона является необхо­димостью.

Общий вывод Соловьев формулирует так: "Соединяя вместе указанные три признака, мы получаем следующее определение права в его отношении к нравственности: право есть принудитель­ное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла"2.

Таким образом, право, согласно Соловьеву, — это не просто выражение справедливости, а выражение принудительной спра­ведливости. Требование принудительной справедливости, "состав­ляющее окончательный существенный признак права, коренится всецело в идее общего блага или общественного интереса — реали­зации добра или требования, чтобы справедливость непременно становилась действительным фактом, а не оставалась только субъ­ективным понятием, ибо только фактическое ее бытие соответству­ет принципу альтруизма или удовлетворяет основное нравственное чувство жалости"3.

Степень и способы реализации добра с помощью права зави­сят от состояния нравственного сознания общества и от других ис­торических условий. "Таким образом, — писал Соловьев, — право естественное становится правом положительным и формулируется

1 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 329.

2 Там же. С. 329. SЈ .О .eq*4V

3 Соловьев B.C. Нравственность и право. С. tifikqn к «ггэоииэ« i