logo
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 583

лизма", "чистого акта", столь созвучного фашистскому активизму. Он утверждал, что подлинный индивид универсален и завершает бога в своей сущности, однако подобные характеристики скорее подходят к его оценкам фашистского государства и дуче, нежели отдельного человека, индивида. В духе концепции "чистого акта" именно только "подлинное решение дуче" расценивается Дженти­ле как совпадение "одновременного формулирования и осуществ­ления", словом, как высшее проявление подлинного контакта с дей­ствительностью, трудно отличимого от магии.

Свою интерпретацию духа как "чистого акта" Джентиле ис­пользовал для атаки идей правопорядка и режима законности, оп­равдания фашистского "активизма" и беззакония1.

Гегелевские идеи о государстве как нравственной целостно­сти, действительности нравственной идеи и т.п. Джентиле исполь­зовал для прямого оправдания фашистского государства как выс­шего выражения нравственности и свободы2. Именно к этому све­лось его обращение к гегелевскому понятию государства на втором конгрессе неогегельянцев в Берлине (1931).

Фашистское государство оказывалось в освещении Джентиле реализацией свободы, а "подлинная" свобода индивида сводилась к подчинению тоталитарному государству. Этот неогегельянский штамп многократно им использовался. Своеобразие Джентиле со­стоит, впрочем, в том, что он выдавал фашистское государство за "истинный либерализм" и "подлинную демократию". Нравственность, внутренне присущая, имманентная государству вообще, наиболее полно и последовательно осуществлена, согласно Джентиле, имен­но в фашистском государстве. По отношению к индивиду государ­ство приобретает характер категорического императива, посколь­ку, в соответствии с неогегельянской версией Джентиле, оно вопло­щает в себе универсальность индивида. Реализация в индивиде универсальной, божественной сущности оказывается тривиальным послушанием всесильному государству.

С крайне антииндивидуалистических позиций Джентиле обос­новывал всевластие тоталитарного государства и отвергал все ча­стные сферы жизни индивидов.

С неогегельянских позиций трактовал гегелевскую идею кон­кретного нравственного государства У. Спирито. Этику Гегеля он рассматривал как тождество индивидуальной и универсальной воли. Акцент, как и у Джентиле, делался при этом на универсальной воле. В качестве моментов реализации единого процесса он толко­вал философию и политику3.

1 См.: Gentьe G. Grundlagen des Faschismus. Stuttgart, 1936, S. 33.

г См.: Gentile G. II concetto dello Stato in Hegel // Verhandlungen des zweiten

Hegelskongresses. Berlin, 1932, S. 121 u. ff.

J См.: Spirito U. Economia ed Etica nel Pensiero di Hegel // Verhandlungen des

dritten Hegelskongresses, S. 216, 220.

584