logo
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 639

Так, вуалируя этатистские корни неопозитивистского право-понимания, Кельзен считал характерную для старого позитивиз­ма трактовку права как продукта, установления (приказа) госу­дарственной власти (суверена) "социологическим" подходом, от которого надо очистить правоведение. Согласно "юридическому" подходу, право как система норм долженствования у самого Кель­зена получает свою действительность не от государства, а от "ос­новной нормы".

Подобной логики и схемы придерживается по сути дела и Харт, в концепции которого право как система правил (норм) тоже по­лучает свою действительность не от государства, а от некой фун­даментальной нормы — последнего, высшего правила. Придавая этому принципиальное значение, Харт пишет: "... Мы отказываемся от позиции, по которой основой правовой системы является при­вычка повиновения юридически неограниченному суверену, и за­меняем ее концепцией высшего правила признания, дающего сис­теме правил критерий действительности"1.

Однако, с точки зрения существа правопонимания, 'принци­пиальное значение имеет как раз то, что объединяет старых и новых позитивистов: и те, и другие под правом, которое они по-разному описывают, они имеют в виду одно и то же — приказ суверена.