logo
Философия1

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

237

Специальная же природа права как одной из идеологических форм состоит, по Рейснеру, в том, что правовая идеология отража­ет действительность "через равенство и неравенство и построен­ную на этом основании справедливость"1. Отсюда и определение права (данное Рейснером еще в 1912 г.) как идеологии, которая "опи­рается в нашем сознании прежде всего на понятие правды, спра­ведливости и равенства в распределении и уравнении между людьми и вещами"2. Причем такая специфичность правовой идеологии (пра­вовой формы преломления отражаемой действительности под уг­лом зрения различных классовых представлений о справедливо­сти, равенстве и неравенстве) "ничего не меняет в зависимости правовой идеологии от хозяйственного базиса, но только показы­вает нам направление, в котором происходит извращение и пре­ломление правового отражения"3.

Интуитивное право каждого класса Рейснер именует субъек­тивным правом этого класса. Критикуя этатистские представления о праве как продукте государства и субъективном праве как след­ствии объективного права (общего права, общего правопорядка), он отмечает, что, напротив, объективное право (и общий правопоря­док) формируется из компромисса различных классовых субъек­тивных прав, из классовых правопритязаний. Рождение права пред­стает у Рейснера "в виде совершенно одностороннего акта", но это не чисто психологическое переживание в духе Петражицкого, по­скольку, во-первых, формирование классового субъекта права про­исходит под давлением материальной среды, а во-вторых, "психо­логическая установка субъективного права совершается здесь в качестве идеологического отражения действительности, — образо­вания соответственно "идеального побуждения" (говорим здесь тер­мином Энгельса) с тем, чтобы при помощи этого идеального побуж­дения организовать опять-таки известное коллективное действие или реальное поведение, несущее на себе определенные следы из­вестного метода представления"*.

О субъективном праве Рейснер говорит в том смысле, что есть определенный коллективный субъект (род, класс) как носитель особых правовых притязаний — своих требований равенства и спра­ведливости. "Понятие субъективный, — поясняет он, — мы могли бы прямо заменить понятием одиночный или односторонний, в противоположность всему, носящему характер согласительный или двусторонний. Субъективное право с этой точки зрения есть не что иное, как право одностороннее, являющееся результатом построения формальной воли данного субъекта, выступающего со

1 Там же. С. 253.

2 Там же. С. 24.

3 Там же. С. 253.

4 Там же. С. 261—262.

238 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

своим требованием к той или иной другой стороне или к объектив­ному миру"1.

Такому субъективному праву, по концепции Рейснера, проти­востоит право объективное, общее, отличительный признак кото­рого состоит в том, что оно устанавливается не одной стороной, а всем обществом (основными классами) или несколькими носителя­ми субъективных прав на основе известной общности ("общей поч­вы") между ними, путем определенного компромисса между ними. Там, где нет такой "общей почвы" (в состоянии войны, револю­ции, мероприятий силовой внеправовой политики), там правопри-тязания сторон находятся в непримиримых отношениях и их кон­фликт решается ,не правовыми, а какими-нибудь иными (фактиче­скими, силовыми) средствами.

Классовость права в толковании Рейснера подразумевает, та­ким образом, наличие правового элемента в межклассовой борьбе, существование особого субъективного классового права и, наконец, своеобразный компромисс этих субъективных классовых прав, "ко­торый в той или иной форме завершает картину правовой оболоч­ки междуклассовой борьбы"2. В результате классовой борьбы одно из субъективных прав ложится в основу некоторого общего право­порядка, в котором классовое право господствующего класса зани­мает доминирующее положение.

Диалектику взаимосвязи субъективных прав и общего права Рейснер изображает так: субъективное право плюс другое субъек­тивное право дает известное объективное право, которое в конеч­ном счете определяет место и значение субъективных прав — объ­ективный порядок пропорции или равенства между спорящими сто­ронами. Взамен борьбы субъективных классовых правопритяза-ний устанавливается их примирение в виде правоотношения, где правам соответствуют обязанности, причем обязанная сторона по­лучает хотя бы минимальную область прав. В целом "право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равен­ство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, — а именно, во-первых, волевую сторону или одностороннее "субъективное право" и, во-вторых, нахождение об­щей правовой почвы и создание при помощи соглашения двусто­роннего "объективного права". Лишь там возможна правовая борь­ба, где имеется возможность нахождения такой почвы"3. Где ее нет, там — борьба различных сил.

Во время классовой борьбы, отмечает Рейснер, правовой эле­мент может отступить на задний план, а правовые требования — поддерживаться исключительно аргументами силы. "Но это, — про-

l