logo
Философия1

Глава 1. Античная философия права

403

1 Фрагменты Гераклита приводятся по кн.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 39—52.

2 Эрнст Кассирер отмечал, что "дике" означает "порядок права", но для Гераклита "дике" вместе с тем означает "порядок природы", поскольку и право, и природа подчиняются одному и тому же всеобщему правилу: бытие через логос и через дике утверждает (велит) нечто универсальное, возвышающееся над всяким свое­нравием и любой особенностью индивидуальных представлений и иллюзий. Право тем самым выступает как установление разума, а логос и дике подлежат призна­нию как "всеобщее и божественное". — Cassirer Ernst. Op. cit. S. 10, 21.

Учение Гераклита пользовалось широкой известностью во всей Элладе и оказало заметное влияние на последующую философ­скую и политико-правовую мысль. В частности, в разных вариаци­ях и модификациях была использована и развита античными авто­рами мысль Гераклита о разуме как объективной (божественно-космической) основе изменчивых человеческих представлений о справедливости и правде (дике), о логосе как основе номоса (зако­на). В этой связи можно сказать, что к гераклитовской концепции восходят все те естественноправовые доктрины античности и ново­го времени, которые под естественным правом понимают некое ра­зумное начало (норму всеобщего разума), подлежащее выражению в позитивном законе.