logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

и благом целого. При этом предполагается, что требования нрав­ственности вполне совпадают с сущностью права и между нравст­венностью и правом, при всем их различии, нет противоречий. "Поэтому, — замечает Соловьев, — если какой-нибудь положи­тельный закон идет вразрез с нравственным содержанием добра, то мы можем быть заранее уверены, что он не отвечает и сущест­венным требованиям права, и правовой интерес относительно та­ких законов может состоять никак не в их сохранении, а только в их правомерной отмене"1.

В русле такого правопонимания Соловьев выделяет три не­пременных отличительных признака закона (положительного пра­ва): 1) его публичность, 2) конкретность и 3) реальную примени­мость. Определяя конкретность закона как выражение в нем норм об особых, определенных отношениях в данном обществе, а не ка­ких-то отвлеченных истин и идеалов, Соловьев критикует законы, предписывающие воздерживаться вообще от пьянства, быть благо­честивым, почитать родителей и т. п., и отмечает, что "такие мни­мые законы представляют собою лишь неубранный остаток от древ­него состояния слитности или смешанности нравственных и юри­дических понятий"2.

Из сущности права как равновесия двух нравственных ин­тересов (личной свободы и общего блага), согласно Соловьеву, вытекает, что общее благо может лишь ограничить личную свобо­ду, но не упразднить ее. Отсюда он приходит к выводу, что законы, допускающие смертную казнь, бессрочную каторгу и бессрочное одиночное заключение, противоречат самому существу права.

Как "воплощенное право"3 и правовую организацию общест­венного целого, заключающую в себе полноту положительного пра­ва и единую верховную власть, трактует Соловьев государство. Речь у него идет о "правовом государстве"4 с тремя различными вла­стями — законодательной, судебной и исполнительной.

Соловьев при этом отмечает, что эти три власти — при всей необходимости их раздельности (дифференциации) — не должны быть разобщены и находиться в противоборстве, так как имеют одну и ту же цель: правомерное служение общему благу. Это их единство имеет свое реальное выражение в их одинаковом подчи­нении единой верховной власти, в которой сосредоточивается все положительное право общественного целого. "Это единое начало полновластия непосредственно проявляется в первой власти —• законодательной, вторая — судебная — уже обусловлена первою, так как суд не самозаконен, а действует согласно обязательному

1 Там же. С. 335.

2 Там же. С. 337.

3 Там же. С. 338.

4 Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 95.i