logo
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

рицают такую познаваемость и ориентируются прежде всего на Священное Писание как источник божественных установлений.

В рамках теологических учений в целом явно превалируют и задают тон томистские (католические) концепции естественного права.

Один из крупных представителей неотомизма в XX в. фран­цузский богослов Ж. Маритен, профессор католического универси­тета в Вашингтоне, развивал персоналистскую концепцию естест­венного права1. Согласно этой концепции, естественное право изна­чально вложено в природу человека вечным законом, который трак­товался уже Фомой Аквинским как источник всех остальных зако­нов и всеобщий закон мирозданья, непосредственным проявлением которого является естественный закон.

Здесь же, в естественном законе, исходящем от вечного зако­на, коренятся, по концепции Маритена, права человека. Различая в человеке индивидуальность (материальное и низшее в человеке) и личность (высшее и ценное в человеке), он трактовал права чело­века как естественноправовое признание достоинства человече­ской личности.

Естественное право Маритен определяет как идеальный поря­док человеческих действий, которому как божественно-разумному образцу (модели) должны соответствовать позитивное право и его применение на практике. При этом Маритен, ссылаясь на невоз­можность абсолютного познания естественного права, таящегося в глубине человеческого сердца, предупреждает против отождеств­ления естественного права с той или иной концепцией (неизбежно ограниченной и относительной) его понимания и попыток выраже­ния принципов иерархической системы естественноправовых цен­ностей в виде некоего кодекса норм.

Концепцию вечного и неизменного естественного права, от ко­торого зависят и из которого происходят все человеческие правила, предписания и установления, включая позитивное право и мораль, отстаивал бельгийский неотомист Ж. Дабен. Естественное право трактуется им как основание позитивного права, но его влияние на позитивное право опосредуется через мораль. Вечность и неизмен­ность естественноправовых предписаний обусловлена их источни­ком — вечностью и неизменностью природы человека, которая про­является в человеческих склонностях и влечениях.

К природе человека апеллирует и австрийский неотомист И. Месснер в своей антропологической концепции естественного права2. Он выступает за исследование естественного права в духе "традиционной естественноправовой этики", которая в основном

1 См.: Maritain J. The Rights of Man and Natural Law. N.Y. 1947.

2 См.: Messner J. Zur Naturrechtsanthropologie // Dimensionen des Rechts. Gedдchtnisschrift fьr Rene Marcic. Berlin (West), B. l, 1974.