logo
Философия1

Раздел I. Общие проблемы философии права

ма, но и различным собственно философским учениям прошлого и современности, которые в своем правопонимании так или ина­че исходят из идей и конструкций естественного права. В этой свя­зи можно назвать учения Канта, Гегеля и их последователей, B.C. Соловьева, Р. Марчича и других представителей морально-нравственного учения о праве, его трактовки как "нравственного минимума", части морального порядка, выражения нравственной (моральной, религиозной) справедливости и т. д.

Так, в кантовском моральном учении о праве, находящемся еще под заметным влиянием естественноправовых представлений, речь идет именно о моральной, а не о правовой ценности позитив­ного права и государства. Сама идея республиканизма (этой кан-товской версии правового государства) обосновывается Кантом как максима морального сознания, как требование морального катего­рического императива.

Нравственная трактовка права и государства содержится и в философии права Гегеля, которая мыслилась им как последова­тельная философская разработка естественного права. При этом примечательно, что мораль трактуется Гегелем как некое особен­ное право, а позитивное право ("право как закон") и государство относятся им к сфере нравственности, т. е. рассматриваются как нравственные явления, как формы объективации нравственной идеи1. Три раздела "Философии права" Гегеля посвящены соответствен­но абстрактному праву, моральности и нравственности. Причем свою трактовку нравственности, включая позитивное право и государст­во, Гегель характеризует как "этическое учение об обязанностях, т. е. такое, как.оно объективно есть, а не такое, как оно якобы со­держится в пустом принципе моральной субъективности, который ничего не определяет"2.

С учетЪм недостатков естественноправового подхода следует признать правомерность ряда критических положений, высказан­ных представителями юридического позитивизма в адрес естест-венноправовой доктрины. Речь идет о таких недостатках, как сме­шение права и морали, формального и фактического при трактовке естественного права, абсолютизация относительных нравственных ценностей, которым должно соответствовать позитивное право и государство, и т. д.

Наиболее последовательной в этом плане является кельзенов-ская критика естественного права3. Важнейшей функцией "естест­венноправового учения как учения о справедливости", согласно Кельзеву, является "этико-политическая функция", т. е. ценност­ное (морально-политическое) оправдание или осуждение позитив-

1 См.: Гегель. Философия права. М., 1990. С. 90, 247, 279.

2 Там же. С. 202.

3 См.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Выпуск 1. М., 1987. С 82—98. Выпуск 2. М., 1988. С. 97—102.