logo
Философия1

Глава 1. Античная философия права

429

Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить дру­гим и не нарушать чужую собственность. "Первое требование спра­ведливости, — пишет он, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливо­стью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной — как своей" (Об обязанностях, I, 20). С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев, раздача (своим при­верженцам и плебсу) денег и имущества, отнятых у законных вла­дельцев (Об обязанностях, I, 43; II, 78).

Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цице­рону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основа­но" (О законах, II, 19). Само государство (как "общий правопоря­док") с его установлениями и законами (т. е. положительным пра­вом) является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установле­ния (политические учреждения и установления, писаные законы и т. д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.

Право устанавливается природой, а не человеческими реше­ниями и постановлениями. "Если бы права устанавливались пове­лениями народов, решениями первенствующих людей, приговора­ми судей, — пишет Цицерон, — то существовало бы право разбой­ничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получать одобрение голосо­ванием или решением толпы" (О законах, I, 43). Закон, устанавли­ваемый людьми, не может нарушить порядок в природе и созда­вать право из неправа или благо из зла, честное из позорного.

Соответствие или несоответствие человеческих законов при­роде (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера зако­нов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон отмечает, в частности, законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404— 403 гг. до н. э., а также римский закон 82 г. до н. э., согласно которо­му одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам.

Подобные несправедливые законы, как и многие другие "па­губные постановления народов", по словам Цицерона, "заслужива­ют названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками" (О законах, II, 13).

Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны быть не только справедливыми, но и соответствовать установлен­ному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение

Цицерон (под влиянием Платона) придает введению (преамбуле) к закону, поскольку "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами" (О законах, II, 14). Цель такой преамбулы — укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах защиты общего правопорядка.

Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизирует в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах (О законах, II, 19—68; III, 1—48). Причем, подчерки­вая универсальный характер этих законов, он пишет: "Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом" (О законах, II, 35).

Ряд важных положений о правовой регламентации государст-] венной деятельности высказывается Цицероном в выдвигаемых им проектах законов о магистратах. Так, Цицерон подчеркивает, что, империй (полномочия должностных лиц) должен быть закон­ным. Следует, замечает он, установить "не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь и тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчинять­ся, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать" (О законах, III, 5).

Формулируется важный правовой принцип: "под действие закона должны подпадать все" (О законах, III, 17).

В учении Цицерона о праве, наряду с отличием естественного права от писаного, содержится деление самого писаного права на частное и публичное право.

Так называемое "право народов" трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е., по существу, как междуна­родное естественное право). Он формулирует существенный прин­цип международного права о необходимости соблюдения обяза­тельств, налагаемых международными договорами. Естественнопра-вовые идеи используются им и для проведения различия между справедливыми и несправедливыми войнами.

Цицерон всемерно восхваляет политическую и правовую ак­тивность граждан и подчеркивает, что "при защите свободы граж­дан нет частных лиц" (О государстве, II, XXV, 46).

"Сама природа" влечет лучших людей к тому, чтобы "сделать жизнь людей более безопасной и более богатой" (О государстве, I, П, 3). Он рекомендует изучать науки о государстве и праве как "такие науки, которые могут сделать нас полезными государству", усматривая в этом служении государству "самую славную задачу мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность" (О государстве, I, XX, 33). Государственный деятель должен быть мУДрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Кроме того, он должен быть сведущим в учениях о государстве и "владеть

430