logo
Философия1

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

269

1 Там же. С. 48.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же. С. 47.

5 Там же. С. 49.

последовал ответ Пашуканиса, весьма характерный для его пред­ставлений о праве: "Революционная законность, т. Стучка, — это для нас на 99% политическая задача. Ее мы не разрешим сейчас иначе, как ориентируясь на политику"1.

О тогдашней и последующей практике "революционной закон­ности", кстати говоря, всегда так или иначе ориентированной на политику, мы теперь очень хорошо знаем. Но знаем и то, что в условиях отсутствия права ничего другого и быть не могло.

В порядке "самокритики" Стучка в это время каялся в том, что находился "под влиянием буржуазной социологической школы права" в период работы над книгой "Революционная роль права и государства" и при формировании определения понятия права в 1919 г.2 Происхождение недостатков советской теории права он объяснял следующим образом: "По вопросу о государстве всю ра­боту за нас уже сделал Ленин. По вопросам права мы вынуждены были начать с общей теории права"3.

Общую ситуацию в теории права и в отраслевых науках в конце 1930 г. он характеризовал как кризисную ввиду отсутствия единства в понимании права, соответствующей "генеральной ли­нии" на правовом фронте. "У нас, — заметил он, — на основе от­дельных (часто вырванных случайно) фраз или опечаток, неверных или сомнительных цитат идут взаимные обвинения в уклонах и загибах, а собственной генеральной (для нашей правовой работы и борьбы) линии пока что нет. Эта линия должна быть широкой кон­кретной программой на твердых основах единой платформы"4.

Такая "генеральная линия", по мысли Стучки, должна осно­вываться на т. н. "трех китах" марксистской трактовки права — признании революционной диалектики, классового характера вся­кого государства и права и трактовки именно "общественных отно­шений, а не нормы (статьи закона) как основы права"6.

Попытка выработки такой единой "правильной" позиции и линии (по аналогии с "генеральной линией" в политике) в вопросах правопонимания была вскоре предпринята на I Всесоюзном съезде марксистов-государственников и правоведов в 1931 г. Правда, сре­ди участников съезда доминировали сторонники Пашуканиса и резолюция съезда была принята по докладам Пашуканиса и Я. Бермана6.

1 Там же.

2 Стучка П. Постановка нашей работы (Проект тезисов платформы) // Советское государство и революция права, 1930, № 11—12. С. 52.

3 Там же. С. 54.

4 Там же. С. 53.

5 Там же. С. 52.

6 Резолюция I Всесоюзного съезда марксистов-государственников и правовиков по Докладам Е. Пашуканиса и Я. Бермана // Советское государство и революция пра­ва, 1931, № 3. С. 143—153.

270 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Как Стучка, так и Пашуканис были охарактеризованы в резо­люции как "виднейшие представители марксистско-ленинской тео­рии права"1. Признание их вклада сочеталось с перечислением ряда недостатков их концепций.

Призывая к "резкому повороту" от абстрактной теории к во­просам социалистического строительства, резолюция поясняла: "Нужно перенести центр тяжести из области чисто правовой, чисто юридической на вопросы государства, диктатуры пролетариата, классовой борьбы"2.

Направления и ориентиры такой политизации теории и прак­тики советского права в духе текущих задач диктатуры пролета­риата, сформулированных в партийных решениях, были указаны уже в докладе Пашуканиса. Критикуя в данной связи положения Стучки о трех формах права (в виде правового отношения, закона и идеологии), Пашуканис, в частности, заметил, что этот подход "мешает понять тот факт, что право есть форма политики господ­ствующего класса, которая проводится через аппарат государст­венной власти. А это в особенности нельзя забывать при анализе проблем советского права, так как в период диктатуры пролета­риата активно-сознательное воздействие со стороны государства приобретает решающее значение"3.

Такая политизация правопонимания сочеталась в резолюции съезда с признанием "особого качества" советского права как бес­спорной основы для всей теории советского права. Это "особое ка­чество" советского права, по утверждению авторов резолюции, вы­текает из его классового существа, из факта пролетарской револю­ции, установившей диктатуру пролетариата, из факта национали­зации земли и основных средств производства, из ведущей роли социалистического сектора и из перспективы победы социалисти­ческих элементов над капиталистическими.

Иначе говоря, за "особое качество" советского права резолю­ция выдает нечто неправовое, что-то такое, что исключает право­вой принцип формального равенства и право вообще. Признание такого "особого качества" у советского права по существу равно­сильно утверждению: "особое качество" советского права состоит в том, что оно отрицает всякое право.

В данной связи весьма показательно, что принцип правового равенства ("применение равного масштаба к неравному") как "пе­режиток" буржуазной формы права остается за рамками "особого качества" советского права. Так, авторы резолюции, говоря о един­стве советского права (и о единстве системы советского права), под-

1 Там же. С. 141.

2 Там же. С. 149.

3 Пашуканис Е. Основные проблемы марксистской теории права и государства (Доклад на I Всесоюзном съезде марксистов-государственников и правовиков) // Советское государство и революция права, 1931, № 1. С. 23.