logo
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

371

Антагонизм сторонников и противников советской системы принял (в политическом измерении) характер борьбы различных ветвей власти, в которой антисоветское и антисоциалистическое начало и перспективу развития (а следовательно, и путь к праву и новой, правовой Конституции) олицетворяла и защищала испол­нительная власть во главе с Президентом России, а советскую сис­тему — представительная власть во главе с Верховным Советом РСФСР, претендовавшая на верховенство над всеми властями и апеллировавшая к антиправовым по своей сути положениям про­должавшей действовать старой, социалистической Конституции. Миротворческие усилия разнородного по своему составу Конститу­ционного Суда России (с определенным креном в сторону устарев­ших положений действовавшей Конституции) не разрешили кон­фликта.

Кризис власти в сентябре-октябре 1993 г. принял конфронта-ционный характер и вылился в Москве в малую гражданскую вой­ну между сторонниками и противниками советско-социалистиче­ской системы. В результате силового решения этого кризиса Рос­сия вступила в постсоветский период своего развития.

События того времени продемонстрировали всю хрупкость пер­вых ростков права и правовой государственности в России. Вместе с тем эти события показали, что идеи отхода от социализма и дви­жения к новому экономическому и правовому строю пользуются достаточно сильной социальной и политической поддержкой. Дан­ное обстоятельство во многом и предопределило развитие событий не в сторону старого тоталитаризма или нового варианта автори­тарной власти, а в направлении к более прочной конституционно-правовой конструкции государственной власти, которая могла бы стабильно и эффективно функционировать в складывающихся труд­ных и напряженных условиях постсоветского и постсоциалистиче­ского строя.

В этой связи весьма показательно, что Указ Президента Рос­сийской Федерации "О поэтапной конституционной реформе в Рос­сийской Федерации" от 21 сентября 1993 г. № 1400 по существу ориентировался на ценности конституционализма и правового го­сударства, предусматривал правовой путь и способ принятия новой (постсоветской и постсоциалистической) Конституции, формирова­ния нового парламента и т. д.

Реализация этих положений, принятие всенародным голо­сованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федера­ции и демократические выборы в Федеральное Собрание приве­ли к качественно новой, более развитой и более прочной право­вой и политической ситуации. В этих условиях сам процесс пост­социалистических преобразований, становления новой правовой системы и правовой государственности в России приобрел необ­ходимые конституционно-правовые основания, характеристи­ки и ориентиры.

372 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства И

.———————.—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— ||![

3. Конституционное правопонимание: права человека, jil правовой закон, правовое государство

Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившего­ся в стране тоталитарного социализма и осуществления радикаль­ных политических и экономических преобразований.

Такая ориентация на формирование и развитие правового го­сударства обусловлена объективными потребностями обществен­ного и политического развития в посттоталитарной России, целями и задачами утверждения принципов свободы и права во всех сфе­рах жизни общества и государства.

Опыт прошлого и современности убедительно демонстрирует ценность и непреходящее значение правовой государственности как необходимой правовой формы организации и деятельности публич­ной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как свободными и равноправными личностями, субъектами права.

При этом реальная практика организации и функционирова­ния правового государства в различных странах (США, ФРГ, Фран­ции, Италии и др.) свидетельствует о большом своеобразии суще­ствующих форм правовой государственности, значительных осо­бенностях той или иной ее разновидности.

У каждой страны свой путь к правовой государственности, своя конструкция и свои формы правовой организации государства. Это обусловлено множеством факторов, в том числе — характером со­циально-исторического развития каждой страны, национальными и духовными традициями, опытом государственной жизни, достиг­нутым уровнем политической и правовой культуры, геополитиче­скими обстоятельствами и т. д.

На своеобразие российского пути к правовой государственно­сти заметное влияние оказали особенности дореволюционной и по­слереволюционной истории огромной многонациональной евразий­ской страны, самобытность традиций, опыта и устремлений.

Существенное значение в данной связи имеет то обстоятельст­во, что свое движение к правовой государственности Россия начи­нает из крайне неблагоприятной ситуации, сложившейся в резуль­тате многих десятилетий господства тоталитарного социализма. К тому же первые шаги к гражданскому обществу и правовому государству приходилось делать в условиях социально-политиче­ской конфронтации и глубочайшего кризиса, охватившего все сфе­ры жизни общества.

В новой Конституции Российской Федерации нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных компо­нента (аспекта, характеристики и свойства) правовой государст­венности — гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая при-

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву ге<*1 373

рода и требования ко всем источникам действующего права) и ин­ституционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Согласно Конституции (п. 1 ст. 1), "Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как "социальное государство" (п. 1 ст. 7) и как "светское государство" (п. 1 ст. 14).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, по Конституции (п. 1 ст. 3), является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а сама российская Кон­ституция и федеральные законы имеют верховенство на всей тер­ритории Российской Федерации (ст. 4).

В качестве основ конституционного строя Конституция (в гла­ве 1) закрепляет и целый ряд других принципиальных положений, определяющих новизну общественного и государственно-правового устройства постсоветской России.

Для утверждения начал правовой государственности определяю­щее значение здесь имеют прежде всего положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2), о разделении властей (ст. 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права (ст. 15).

Основы формирования в стране гражданского общества закре­плены в конституционных нормах о признании и защите в Россий­ской Федерации равным образом частной, государственной, муни­ципальной и иных форм собственности (в том числе — на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространст­ве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т. д. (ст. 8, 9).

Основные федеративные черты и свойства российской право­вой государственности выражены в конституционных положениях о равноправии субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, о едином гра­жданстве Российской Федерации, ее государственной целостности и единстве системы государственной власти, о разграничении пред­метов ведения и полномочий между органами государственной вла­сти Федерации и ее субъектов (ст. 5, 6, 11).

Идеологические и политические характеристики конституци­онного строя включают в себя признание идеологического и поли­тического многообразия, многопартийности, равенства обществен­ных объединений перед законом (ст. 13).

Новая Конституция Российской Федерации в своей регламен­тации основных положений постсоветского строя опирается на юри-Дический тип правопонимания, что и определяет, в конечном сче­те, правовой характер основного закона страны.

374 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

При этом особенности правопонимания, присущие новой рос­сийской Конституции, обусловлены тем принципиальным обстоя­тельством, что речь идет о Конституции страны, осуществляющей переход от тоталитарного, антиправового социализма к постсоциа­листическому правовому строю В такой ситуации речь идет не о совершенствовании и дальнейшем развитии уже давно сложивше­гося права и правопорядка (которых в наших условиях нет), а о формировании и утверждении правовых начал в общественной и политической жизни, о правовой организации государственной власти, о правовых отношениях между властью и индивидами, о признании и защите правового статуса личности и т. д.

А правовое начало и право вообще в концентрированном виде и в человеческом измерении представлено прежде всего и в конеч­ном счете — в виде прав и свобод человека и гражданина. Одно из важных достоинств новой российской Конституции как раз и состо­ит в том, что основные характеристики всего конституционно рег­ламентируемого пространства в целом и правовой государственно­сти в особенности даются в ней с позиций и под углом зрения прав и свобод человека и гражданина, их признания и защиты. Такой подход особенно важен и актуален для общества с тоталитарно-социалистическим прошлым, где право подменялось антиправовым законодательством и властно-силовыми нормами и где отрицание права прежде всего означало бесправие людей в частных и публич­ных отношениях.

Положения сменявших друг друга советских конституций (пер­вой конституции РСФСР 1918 г., первой конституции СССР 1924 г., сталинской конституции СССР 1936 г., брежневской конституции СССР 1977 г. и соответствующей конституции РСФСР 1978 г.) о правах и свободах советских граждан носили фиктивный, показной характер. Практика массовых репрессий и расправ (от революци­онного террора времен "военного коммунизма", сталинских "чис­ток" и репрессий 30—50-х годов до борьбы с инакомыслящими, дис­сидентами и правозащитниками в 60—80-е годы) убедительно про­демонстрировали фиктивность прав и свобод человека при социа­лизме, антиправовую природу этого строя.

Присущий российской Конституции новый правовой подход (и, можно сказать, новое юридическое мировоззрение, новая право­вая идеология) опирается на исторически апробированное положе­ние о правах и свободах человека и гражданина как основном пока­зателе признания и соблюдения права и справедливости в общест­венной и государственной жизни людей.

Это присущее новой Конституции человекоцентристское пра-вопонимание можно охарактеризовать как своеобразный естест-венноправовой вариант общей концепции различения и соотноше­ния права и закона. Своеобразие это состоит в том, что исходное правовое начало, согласно Конституции, представлено в правах и

I