3. "Свобода" без права: негативная природа коммунизма
Логика коммунистической "экспроприации экспроприаторов" и освобождения от господства капитала такова: раз общество при капитализме делится на частных собственников-эксплуататоров (владельцев капитала в городе и деревне) и некапиталистов, несобственников, лиц, лишенных капитала (пролетариев), то уничтоже-,ние в процессе пролетарской революции частной собственности предстает как ликвидация итогов капиталистической узурпации собственности и ее возвращение всему обществу, а носителем и исполнителем всего этого процесса ликвидации частной собственности, ее социализации и коммунизации может быть только пролетариат, т. е. класс, отчужденный от собственности на средства производства.
Согласно такой логике (логике не только коммунистической теории, но и мероприятий социалистической революции и реального социализма), частная собственность при капитализме означает отчуждение большинства общества, трудящейся массы (словом, "пролетариата" как последовательного выражения и олицетворения этого отчуждения) от собственности на средства производства и для ликвидации такого отчуждения необходимо вообще уничтожить частную собственность. Таким образом, преодоление отчуждения от средств производства одних членов общества, согласно марксизму, мыслится (и было практически осуществлено в виде реального социализма) как отрицание индивидуальной собственности на средства производства для всех без исключения членов общества. Общественная собственность как отрицание и противоположность частной собственности, как преодоление ее отчуждения для части общества означает, следовательно, отчуждение собственности от всех членов общества в качестве индивидов и признание собственности всего общества в целом.
Т
Глава 1. Собственность и право 131 Собственность, право собственности и право вообще (с его принципом формального равенства и свободы) имеют смысл лишь там, где имеется, признается и действует индивидуально-человеческое начало и измерение в общественной жизни людей, где, следовательно, отдельный человек, индивид как таковой признается в качестве независимого и самостоятельного лица — субъекта собственности и права, т. е. экономически и юридически свободной личности. Лишь из совокупности таких лиц и их отношений складывается особый тип и форма социального общения и социальной жизни вообще — так называемое гражданское общество, порождающее соответствующие всеобщие государственные формы и законодательные установления. Причем наличие определенного типа гражданского общества является необходимым исходным условием и постоянной объективной основой для формирования и функционирования соответствующих ему и выражающих его всеобщие потребности конструкций правового государства и норм правового закона.
Уничтожение же частной собственности и вместе с тем всякой индивидуальной собственности на средства производства означает по сути дела отрицание экономической и правовой самостоятельности и независимости отдельного человека, индивида, каждого отдельно взятого члена такого общества, которое базируется на началах обобществления средств производства.
Коммунизм по своей сути и определению (а социалистическая практика — и фактически) отрицает человека как личность, как независимого и самостоятельного (экономического, правового, морального и т. д.) субъекта.
Коммунистическое "освобождение" от частной собственности и сложившихся форм свободы, права, индивидуальности оказывается вообще состоянием без свободы, права, личности и т. д. И такое "освобождение" без свободы характерно не только для переходного периода, но и для марксистского коммунизма в целом, поскольку он совместим лишь с негативным "освобождением", но не с позитивным индивидуально-человеческим определением и утверждением свободы. "Освобождение" от прежней свободы — это лишь несвобода, а не какая-то новая свобода.
Поэтому утвердительное отношение к свободе в марксизме остается простым заверением, опровергаемым самим же марксистским коммунизмом. Напомним известные слова из "Манифеста": "На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"1.
Оставим в стороне проясненный уже самой историей вопрос о прогностическом качестве этого утверждения. Обратимся к некоторым другим вопросам, порождаемым данным положением.
К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. С. 447.
132 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
Прежде всего бросается в глаза неожиданность появления такого утверждения в общем антииндивидуалистическом, коллективистском контексте "Манифеста", да и всего марксизма. Правда, показательно, что речь идет не о свободе "каждого", а лишь о "свободном развитии", что может означать "беспрепятственное развитие", т. е. нечто весьма неопределенное. И все же данное утверждение звучит весьма необычно и странно для марксистского подхода, согласно которому именно при капитализме, но никак не при коммунизме индивидуальная свобода (экономическая, правовая, моральная и т. д.) и вообще индивидуальное начало носит исходный, определяющий характер и в этом смысле действительно является условием, необходимым основанием для всего общественного развития. Но основной вопрос состоит в следующем: откуда и как в упомянутой ассоциации с обобществленными средствами производства вдруг появляется тот "каждый" (т. е. самостоятельный индивид, личность), о "свободном развитии" которого идет речь? Вот наличие "всех" не вызывет сомнений: "все" ("все вместе", неиндивидуализированная масса, ассоциация, коллектив, народ, общество, трудящиеся) есть, а "каждого" (каждого отдельного, обособленного индивида, независимой личности) нет и быть не может в рамках ком-мунизированной ассоциации, поскольку суть коммунизации как раз и состоит в преодолении этого "каждого" в отдельности, в его слиянии со "всеми" вместе в качестве "сочлена коллектива", коммуни-зированного и коллективизированного момента (элемента, "винтика") в структуре всеобщего целого.
Кстати говоря, коммунизированная ассоциация "всех" вместе потому и возможна, что в ней нет индивидуального начала (автономного индивида), нет "каждого" как отдельного, независимого, самостоятельного, свободного субъекта.
В "Критике Готской программы" при изображении высшей фазы коммунизма речь уже идет не о "свободном развитии каждого", а о "всестороннем развитии индивидов"1. Но тот же вопрос о самой возможности появления и свободного бытия индивида в пра-воотрицающих условиях обобществления средств производства и форм жизни не то что остается без ответа, а вообще не ставится. И не случайно, поскольку в рамках марксизма и коммунизма на него нет и не может быть адекватного положительного ответа.
Кстати говоря, эта невозможность свободного индивида в условиях социализации средств производства и всей жизни лишает известные марксистские формулы о труде и распределении при социализме и коммунизме ("каждый по способностям..." и т. д.) надлежащего субъекта — свободной личности, без чего о реализуемости этих формул не может быть и речи.
Свобода, которая отрицается коммунизмом, известна и понят-
' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 20.
Глава 1. Собственность и право 133 на .— это всеобщая формальная (правовая) свобода и равенство индивидов в условиях буржуазного строя. Будущая же "свобода" ("свобода" при отрицании права, государства, индивидуальной собственности, моральной автономии личности и утверждении всепоглощающего, тотального коллективизма, господства обобществленных средств и форм жизни, плановой централизации и т. д.) как раз и невозможна как свобода ни логически, ни, как показал исторический опыт социалистического тоталитаризма, практически. Отрицание свободы реально-исторически оказалось утверждением несвободы и тоталитаризма.
В капиталистическом обществе каждый имеет право (т. е. обладает правоспособностью) быть собственником средств производства, но реально собственниками (т. е. обладателями уже реально приобретенного, субъективного права на определенные объекты собственности) являются только некоторые члены общества, лишь те, кто в стихии жизненных отношений сумел эту всеобщую и равную для всех абстрактно-правовую возможность превратить в действительность, в наличную собственность. Здесь, при капитализме (в отличие от сословно-политических ограничений права на собственность в докапиталистических формациях) формально равное право приобрести собственность (как, впрочем, и потерять ее, лишиться собственности) имеет каждый индивид в качестве отдельного человека самого по себе, а не в качестве члена того или иного социального или политического слоя, сословия или класса. С этим, кстати говоря, связан и индивидуализм буржуазной идеологии и практики, буржуазного гражданского общества и порождаемого им правового государства — словом, буржуазный индивидуализм, означающий буржуазный либерализм, т. е. правовое равенство, независимость и свободу каждого человека как такового во всех сферах общественной и политической жизни. Индивид является, таким образом, исходной фигурой, персонификацией, субъектом и носителем экономических, юридических и политических отношений буржуазного строя. i Поэтому переход от капитализма к социализму, от частной собственности к собственности общественной, ликвидация индиви-< дуальной собственности на средства производства фактически означают не только уничтожение буржуазного индивидуализма, но вместе с тем и отрицание самостоятельного статуса и значения индивида, отдельного человека и в качестве субъекта экономики, права и политики, радикальный отказ от индивидуального в пользу всеобщего (общественного, коллективного), всестороннюю трансформацию человека-индивида-личности в живое орудие и вспомогательное средство всеобщего целого, в простого исполнителя соответствующих функций пролетарски организованной коллективности и социалистической общности — словом, в обезличенного ординарного, бесправного "винтика" единой огромной машины коллек-
134 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
тивного подавления, насилия, властно-централизованного производства, распределения и потребления.
Уничтожение частной собственности и создание общественной собственности, согласно марксизму, должно было привести к ликвидации эксплуатации человека человеком, к утверждению свободы всех, формированию нового человека будущего.
Действительно, эксплуатация человека человеком возможна лишь там, где вообще есть частная собственность на средства производства: лишь в этих условиях один человек-индивид (одни индивиды), обладающий собственностью, может эксплуатировать другого человека (других индивидов), лишенного собственности. В таком смысле эксплуатации человека человеком, конечно, не может быть там, где нет частной собственности, в том числе и в условиях социалистического отрицания частной собственности. Вообще отсутствие при социализме эксплуатации человека человеком имеет лишь тот смысл, что при социализме ни у кого нет частной собственности на средства производства. И ничего более того. Ведь сама по себе ликвидация частной собственности и соответствующей ей формы эксплуатации вовсе не уничтожает других (неэкономических и неправовых) форм и способов организации труда и присвоения его результатов. Это ясно уже чисто теоретически, а реальный социализм продемонстрировал это практически на огромном фактическом материале принудительного труда, скудного потребительского рациона "уравниловки", массовой нужды, лишений, голода и бедственного существования трудящихся в условиях обобществления средств производства.
Идея уничтожения частной собственности — не изобретение марксизма. Она так же стара, как и сама частная собственность. Критика частной собственности, попытки преодолеть ее негативные проявления, оппозиция против нее, как тень, сопровождают всю историю становления и развития этого социально-экономического института.
Уже в древности появился ряд проектов идеального устройства общественной жизни, в основе которых лежала коммунистическая идея отрицания частной собственности. Наиболее известным из них является платоновский проект идеального государства, оказавший заметное влияние на последующие представления об идеальном будущем строе, где не будет частной собственности.
С отрицанием частной собственности, осуждением неравенства и требованиями обобществления имущества в общине верующих выступали представители раннего христианства. Так, согласно "Деяниям святых апостолов" (2, 44—45; 4, 32), в христианских общинах "никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее", а средства, необходимые для жизни, члены общины "разделяли всем, смотря по нужде каждого". Согласно этим
- В. С. Нерсесянц Философия права
- Глава 2. Социализм и право.......................................................................................... 138
- Раздел III. Марксистская доктрина
- Глава 1. "Новое право": основные направления
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма..........................................................261
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву..............................................311
- Глава 1. От социализма к цивилизму.
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма:
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права.................................................................. 399
- Глава 2. Философия права средневековья....................................................438
- Глава 3. Философия права Нового времени................................................ 448
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции........... 553
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- 1. Предмет философии права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- 2. Философия права в системе наук
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 1. Предмет и задачи философии права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Глава 2. Сущность права 1. Право как формальное равенство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Право как свобода
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 3. Право как справедливость
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 2. Сущность права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 3. Понятие права
- 1. Типология правопонимания
- Глава 3. Понятие права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 3. Понятие права
- 2. Понятие права: многообразие определений и единство понятия
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 3. Понятие права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 3. Понятие права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- 1. Человек как правовое существо
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- 3. Формы существования права
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 4. Правовая онтология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 5. Правовая аксиология
- Глава 5. Правовая аксиология 1. Общая характеристика
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Естествеяноправовая аксиология
- Глава 5. Правовая аксиология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 5. Правовая аксиология 57
- 3. Либертарно-юридическая аксиология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 5. Правовая аксиология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 6. Правовая гносеология
- Глава 6. Правовая гносеология
- 1. Гносеология юридического правопонимания
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 6. Правовая гносеология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 6. Правовая гносеология
- 2. Гносеология легизма
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 6. Правовая гносеология
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага 1. Общее благо как категория права
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Проблема общего блага в постсоциалистической России
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 7. Юридическая концепция общего блага
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- 1. Специфика различных видов социальных норм
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- 2. Взаимодействие права с другими социальными нормами
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 8. Право в системе социальных норм
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 9. Право и уравниловка
- 1. Уравниловка
- Глава 9. Право и уравниловка
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 9. Право и уравниловка
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 9. Право и уравниловка
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Дозволения и запреты в праве
- Глава 9. Право и уравниловка
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина
- 1. Правовое государство: история идей и современность
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- 2. Права и свободы человека и гражданина
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Глава 10. Личность, право, государство
- Раздел I. Общие проблемы философии права
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология и практика коммунизма
- Глава 1. Собственность и право
- 1. От капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 1. Собственность и право '•
- Глава 1. Собственность и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 1. Собственность и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 1. Собственность и право
- 2. Концепция буржуазного "равного права" при социализме
- Глава 1. Собственность и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- 3. "Свобода" без права: негативная природа коммунизма
- Глава 1. Собственность и право
- Глава 1- Собственность и право
- 1. Мера "равенства": общепринудительный труд вместо права
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма
- 2. Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности
- Глава 2. Социализм и право
- Глава 2. Социализм и право
- Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 1. Появление "нового права"
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 169
- 3. Право как классовый порядок
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 181
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 4. Право как меновое отношение: некролог о праве
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 6 Там же. С. 127, сноска 41.
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 4 Там же. С. 57, сноска 14.
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 5. Право как идеологическая форма классовых отношений
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 6. Психологическая концепция классового права
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 247
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций 253
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- 7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как "правовое государство"
- Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- 1. Метаморфозы правопонимания в русле большевистской политики
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- 2. Новое "правопонимание" в отраслевых науках
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- 3. Декларация "социалистического права"
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 2. "Правовой фронт" социализма
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- 1. Сталинский тоталитаризм: комплекс государственно-правовой неполноценности
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- 2. Искомое "правопонимание"
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- 4. Официальная позиция
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 3. Советский легизм
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- 2. Либертарная концепция права
- Глава 4. В поисках новых подходов к праву
- Раздел IV. Философские проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права
- 1. Альтернативы постсоциализма
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 325
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 327
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 329
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 331
- 2. Проблема "конца истории": возможен ли послебуржуазный тип права?
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 333
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 335
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 337
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 339
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 341
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 343
- 4. Новые ориентиры прогресса права и свободы
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 347
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 349
- 5. Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 351
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: трудный путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву 363
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- 2. От советской системы к постсоветской Конституции
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- 4. Система разделения и взаимодействия властей
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- 5. Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и действительность
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву
- Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- 1. Дике и номос: в поисках начал справедливости
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- 2. Демокрит
- Раздел V. История философии права и современность
- 3. Софисты
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- 4. Сократ
- Глава 1. Античная философия права
- 5. Платон
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- 7. Эпикур
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- 8. Стоики
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- 9. Цицерон
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- 10. Римские юристы
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 1. Античная философия права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- Глава 2. Философия права средневековья
- 1. Фома Аквинский
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- 2. Средневековые юристы
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 2. Философия права средневековья
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 1. Гроций
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 2. Фрэнсис Бэкон
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 3. Гоббс
- Раздел V. История философии права и современность
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 5. Монтескье
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Глава 3. Философия права Нового времени
- 7. Кант
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- 8. Гегель
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 3. Философия права Нового времени
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 1. Общая характеристика
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России ••*""*'»** */ »,»«
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 2. Б.Н. Чичерин
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 3. П.И. Новгородцев
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 4. B.C. Соловьев
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- 5. H.A. Бердяев
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 4. Философия права в России
- Раздел V. История философии права и современность
- 3 Бердяев h.A. Государство. С. 302.
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 1. Общая характеристика
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 2. Неокантианские концепции философии права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 569
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- 3. Неогегельянские концепции философии права
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 575
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 581
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 583
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- 4. Чистое учение о праве г. Кельзена
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 599
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 607 5. Концепции "возрожденного" естественного права
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 6. Экзистенциальная философия права
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 7. Онтологическая концепция права р. Марчича
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- 8. Неопозитивистская концепция права г. Харта
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 639
- 9. "Познавательно-критическая теория права"
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 541
- Раздел V. История философии права и современность
- Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции