logo
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

369

1 Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М., 1988. С. 122.

структур всем сколько-нибудь радикальным преобразованиям сло-ясившегося строя. Это сопротивление нашло свое концентрирован­ное выражение в августовском (1991 г.) военно-коммунистическом путче с целью возврата к прежнему социализму.

В целом начатый в годы перестройки процесс преобразований был рассчитан на модернизацию социализма, придание ему "чело­веческого лица" и т. д. (в духе идеологии и лозунга тогдашних ре­форм: "Больше социализма!").

Однако характер и логика преобразований в перестроечные и постперестроечные годы наглядно и убедительно продемонстрирова­ли, что демонтаж тоталитарных структур прошлого по сути дела — вопреки замыслу и целям "отцов перестройки" — означает одно­временно и преодоление самого социализма.

Существенную роль в процессе постепенного отхода в годы перестройки от идеологии и практики социализма сыграли ослаб­ление цензуры, развитие начал гласности и свободы общественного мнения, официальное признание идеологического и политического плюрализма, многопартийности и свободы общественных объеди­нений, ослабление роли и полномочий союзного центра и усиление самостоятельности союзных республик, автономных и администра­тивно-территориальных образований, допущение различных несо­циалистических форм хозяйствования и рыночного оборота, пер­вые шаги в области "разгосударствления" социалистической собст­венности и признания многообразия форм собственности на средст­ва производства.

Количество этих и других перестроечных мероприятий посте­пенно переросло в явное и очевидное для всех антисоциалистиче­ское качество.

В условиях демонтажа системы партийно-политической вла­сти КПСС появились реальные возможности для формирования и укрепления суверенной государственной власти в союзных респуб­ликах. Центробежное движение в направлении к национально-го­сударственному суверенитету стало решающим фактором в про­цессе преодоления роли и значения общесоюзного центра как оли­цетворения и последнего бастиона всей прежней тоталитарной сис­темы власти в СССР.

Заметной вехой в этом процессе стала Декларация о государ­ственном суверенитете РСФСР, принятая Первым Съездом народ­ных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. В Декларации подчеркива­лась решимость создать в России демократическое правовое госу­дарство с разделением законодательной, исполнительной и судеб­ной властей, с обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Подчеркивалась в ней и необходимость принятия новой Конститу­ции России.

Продвижение по этому пути было значительно ускорено после краха августовского путча 1991 г. и последовавшего за ним распада

370 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

СССР (декабрь 1991 г.) и образования вместо бывших союзных рес­публик новых суверенных государств.

Послеавгустовские преобразования в России приобрели каче­ственно новый характер и по существу были уже нацелены на вы­ход за рамки социализма и переход к постсоциалистическому строю (с общей ориентацией на отношения, институты и нормы, харак­терные для современных западных стран). Об этом свидетельству­ют основные мероприятия и нормативные акты того периода, в ча­стности, роспуск прежних структур КПСС, развитие начал идеоло­гического и политического плюрализма и многопартийности, даль­нейшие шаги по пути формирования системы разделения властей, закрепление института частной собственности, осуществление при­ватизации и т. д. Особо следует в этом ряду выделить "Декларацию прав и свобод человека и гражданина" (принята 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР), которая в основе своей соответствует современным международным стандартам и тому уровню требо­ваний, который диктуется идеей и принципами правового госу­дарства.

Многие из названных положений нашли в той или иной форме (в виде соответствующих поправок, дополнений и изменений) свое нормативное закрепление в продолжавшей действовать Конститу­ции РСФСР 1978 г. Однако такое частичное обновление старой Кон­ституции брежневского времени не сняло остроту проблем, дикто­вавших необходимость принятия новой Конституции. Действовав­шая Конституция страдала существенными внутренними противо­речиями: наряду с отмеченными новыми положениями она содер­жала целый ряд старых положений, восходивших к идеям и прин­ципам прежней советско-коммунистической системы и не согла-суемых с требованиями разделения властей, парламентаризма, пра­вового государства, с задачами проведения радикальных экономи­ческих реформ, продвижения к рыночному хозяйству и граждан­скому обществу.

В рамках действовавшей Конституции новые правовые нор­мы (по существу — постсоциалистические) пришли в столкновение со старыми неправовыми и антиправовыми нормами (с нормами социалистического времени и происхождения).

За такими противоречиями между старыми неправовыми нор­мами и новыми правовыми нормами Конституции, за столкновени­ем права и неправового закона внутри частично обновленной Кон­ституции, стояла противоположность прокоммунистических и ан­тикоммунистических сил, интересов, идей. Это и сделало невоз­можным разрешение данных коллизий наличными конституцион­но-правовыми средствами. Принятие новой, постсоветской Консти­туции и в целом дальнейшие шаги по преодолению социализма стали в сложившейся ситуации фактически невозможными.