logo
Философия1

Раздел I. Общие проблемы философии права

вого опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает в себя, прежде всего, такие аспекты, как спра­ведливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и не­правильных форм правления, определяющая роль закона в полис­ной жизни при организации взаимоотношений государства и граж­данина, взаимосвязь права и государства, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм прав­ления и т. д.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и кон­струкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимоза­висимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В об­щем русле углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливо­сти такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке власти становит­ся властной силой (т. е. общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т. д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная правом и одновременно оправданная им, — справедливой (т. е. соответст­вующей праву) государственной властью.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия, олицетворяющей единение силы и пра­ва; охраняемый богиней правопорядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ Правосудия (ос­тающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим симво­лом для правовой государственности) выражает смысл и идею не только справедливости суда как специального органа, но и спра­ведливости вообще, включая и идею справедливой государственно­сти (справедливой организации власти в человеческом обществе). Юстиция — это суждение по праву (т. е. осуществление справедли­вости) не только по особым спорам в суде (при судоговорении), но и по всем делам государственно-организованной жизни.

Идею единения силы и права в организации Афинского госу­дарства на демократических началах сознательно проводил в сво­их реформах уже в VI в. до н. э. Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, последовательно от­стаивали Сократ, Платон и Аристотель.

В своем проекте идеального государства Платон говорит о раз­делении труда между тремя сословиями (философами, стражами и ремесленниками). Очевидно, что теория разделения властей нового времени подразумевает в качестве одного из необходимых своих