logo
Философия1

Раздел I. Общие проблемы философии права

чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесооб­разности по эмпирическим данным юридической антропологии)"1.

Хотя Гуго и находился под определенным влиянием Канта, однако он по существу отвергал основные идеи кантовского мета­физического учения о праве. Философия позитивного права и исто­ричность права в его трактовке носили антирационалистический, позитивистский характер и были направлены против естественно-правовых идей разумного права. Его концепция историчности пра­ва отвергала разумность как истории, так и права.

Широкое распространение термина "философия права" свя­зано с гегелевской "Философией права" (1820 г.), огромная значи­мость и влияние которой сохранились до наших дней. Но "естест­венное право" как обозначение (по старой традиции) типа и жанра философско-правового подхода и исследования осталось до сих пор. Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, ко­торое принято кратко именовать "Философией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: "Естест­венное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права".

Философия права, согласно Гегелю, это философская дисцип­лина, а не юридическая, как у Гуго. При этом юридическая наука (именуемая Гегелем также как наука о позитивном праве или как позитивная наука о праве) характеризуется им как историческая наука. Смысл такой характеристики Гегель поясняет следующим образом: "В позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть пра­вое; тем самым позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное — дело рас­судка и касается внешнего порядка, сопоставления, последователь­ности, дальнейшего применения и т. п."2.

Юридическую науку Гегель расценивает как "рассудочную науку", добавляя, что "с удовлетворением требований разума и с философской наукой эта рассудочная наука не имеет ничего обще­го"3. И не следует удивляться тому, что по поводу рассудочных понятий и определений юриспруденции, представляющих собой де­дукцию из официальных установлений законного авторитета, фи­лософия задает вопрос: "разумно ли при всех этих доказатель^ ствах данное определение права"4.

Подлинная наука о праве, по Гегелю, представлена в филосо­фии права. "Наука о праве, — утверждает он, — есть часть фило­софии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представ-

1 Ibid, S. 15.

2 Гегель. Философия права. М, 1990. С. 250.

3 Там же. С. 67.

4 Там же. С. 250. •