logo
Философия1

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

387

господства права, природе и назначению правовой государствен­ности.

Не противоречит это и положению федерального конституци­онного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (от 24 июня 1994 г.), согласно которому "Конституционный Суд Рос­сийской Федерации решает исключительно вопросы права" (п. 7 ст. 3), поскольку к праву, по новой Конституции, относится не только "позитивное право", но и "естественное право" (прирож­денные и неотчуждаемые основные права и свободы человека).

Конституционная модель российской правовой государствен­ности остается еще не сформированной до конца. Поэтому перво­очередной является задача доведения до конца процесса форми­рования всех конституционных институтов и принятие всех пре­дусмотренных Конституцией федеральных конституционных за­конов и федеральных законов, словом, довершение конституци­онной модели российского правового государства на всех уров­нях (общефедеральном, на уровне субъектов Федерации и на ме­стном уровне).

Существенное значение в этой связи имеет осуществление до конца судебной реформы и формирование такой судебной системы, которая в действительности была бы мощной защитницей консти­туционализма, конституционной законности и правопорядка в стране. Судебная власть должна укрепить правовой профиль формирую­щейся российской государственности, значительно облегчить на­грузки двух первых властей, понизить напряженность в их взаи­моотношениях, усилить момент их согласованного взаимодействия.

Наряду с существенными достоинствами конституционная мо­дель российского правового государства имеет и ряд недостатков. В их числе — несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и проти­вовесов во взаимоотношениях различных властей, раздвоение ис­полнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от Парламента, отсутствие необхо­димой ясности в распределении полномочий между Федерацией в Целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников Действующего в стране права, неопределенность статуса прокура­туры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти), внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного самоуправления с факти­ческим наделением его государственно-правовыми полномочиями, чрезмерная жесткость (и практическая нереализуемость даже в интересах сохранения самой Конституции) порядка принятия кон­ституционных поправок и т. д.

Стабильность и долгосрочность конституционной модели Российского правового государства (наряду с полнотой, завершен­ностью и внутренней согласованностью этой модели) являются не-

388 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

обходимыми условиями ее успешной практической реализации. Поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для утвержде­ния конституционализма улучшения, изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись бы на основе принципов, норм, механизмов и про­цедур нынешней Конституции — в рамках ее толкования, попра­вок и дополнений к ней.

Ключевая задача в этом плане состоит в том, чтобы, оставаясь в целом в рамках действующей Конституции и прочно блокируя опасный путь борьбы за принятие какой-то другой Конституции, доступными конституционными средствами (разумный компромисс различных властей во имя сохранения нынешней Конституции, развитие и укрепление системы и механизма сдержек и противо­весов во взаимоотношениях различных властей, соответствующие толкования Конституционного Суда, необходимые поправки к Кон­ституции и т. д.) ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти, усилить полномочия Парламента как пред­ставительной и законодательной власти, создать и утвердить силь­ную правозащитную судебную власть и в результате всего этого добиться такого реального баланса трех самостоятельных, соглас­но Конституции (ст. 10), ветвей власти, который необходим и дос­таточен для их согласованного действия и нормального функциони­рования формирующейся системы российской правовой государст­венности.

Наиболее острая и сложная проблема при этом — с учетом российского опыта и нынешнего трудного пути к конституциона­лизму и правовой демократии — заключается в согласовании (не­обходимой и для современной России) сильной исполнительной (т. е. по существу — президентской) власти с надлежащей пред­ставительной властью, полномочия которой соответствовали бы смыслу, идеям и требованиям разделения властей и правовой госу­дарственности.

Судьбы российского конституционализма в складывающихся условиях во многом будут зависеть от успехов на пути к достиже­нию и утверждению жизнеспособного баланса различных властей на базе и в общих рамках действующей Конституции Российской Федерации.

Задача, следовательно, состоит в том, чтобы преодолеть заста­релый порок российской власти — тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности — теперь уже, в наше конституционное время, в системе разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Нынешние постсоциалистические реалии свидетельствуют, что это, пока возможно, должны сделать сторонники действующей Конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее против­ников.