logo
Философия1

Глава 1. Античная философия права

423

сударства и права как договора людей между собой об их общей пользе и взаимной безопасности. "Справедливость, происходящая от природы, — говорит Эпикур, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда"1.

Не следует думать, будто под "договором" Эпикур имеет в виду некий формальный и торжественный акт, какое-то разовое собы­тие (реальное или фиктивное). Речь, скорее, идет об использовании , данного понятия для теоретического выражения того представле- ! ния, что люди, опираясь на результаты своего познания, сами оп­ределяют условия своего общения и свой образ жизни. Подобное ;| общественно-политическое самоопределение людей, наряду с их ' автономией и независимостью (от богов, судьбы и т. д.), подразуме­вает и включает в себя также и момент осознанности совпадения и согласования человеческих устремлений. Осознанное самоопреде­ление людей и выражается в концепции Эпикура посредством по­нятий "договор", "соглашение". Договорность, справедливость госу­дарства и права в учении Эпикура, следовательно, означает, что они — не данности природы, извне и слепо навязанные людям, а их собственные самоопределения, человеческие установления.

О договорном характере справедливости он пишет: "Спра­ведливость сама по себе не есть нечто, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда есть некоторый дого­вор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда"2.

Принцип и критерий справедливости применим, согласно кон­цепции Эпикура, лишь к отношениям участников договорного об­щения (людей и народов). Конкретное содержание понятия спра­ведливости изменчиво — в зависимости от индивидуальных осо­бенностей той или иной страны, изменяющихся со временем об­стоятельств и т. п. Однако во всей этой изменчивости неизменным остается сам принцип справедливости: "в общем справедливость для всех одна и та же, потому что она есть нечто полезное в сноше­ниях людей друг с другом"3.

Для каждого места и времени есть свое "естественное пред­ставление о справедливости"4, но общим для всех этих изменчивых представлений является то, что все они суть выразители и носите­ли общего согласия о пользе. "Из числа действий, признанных спра­ведливыми, — замечает Эпикур, — то, полезность которого под­тверждается в потребностях взаимного общения людей, заключает | в себе залог справедливости, будет ли оно одно и то же для всех ; или не одно и то же. А если кто издаст закон, но он не окажется S идущим на пользу взаимного общения людей, то он уже не имеет • природы справедливости. Даже если полезность, заключающаяся в

1 Там же. С. 217.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же. С. 218. а

справедливости, меняется (исчезает), но в течение некоторого вре­мени бывает согласна с естественным представлением о справед­ливости, то в течение того времени она нисколько не менее бывает справедливой в глазах тех, кто не смущает себя пустыми звуками (словами), а смотрит на факты"1.

В концепции Эпикура "справедливость" — в свете ее соотно­шения с законом — представляет собой естественное право с из­меняющимся (в зависимости от места, времени и обстоятельств) содержанием, каковым является изменчивая общая польза взаим­ного общения. В этой конструкции соотношения естественного пра­ва и закона движущим началом и вместе с тем источником измен­чивых "естественных представлений о справедливости" являются изменяющиеся практические потребности взаимного общения лю­дей. С изменением этих потребностей изменяются и представления об общеполезном, т. е. то, что составляет содержание справедливо­сти. Здесь справедливость (естественное право с изменяющимся содержанием) выступает как критерий соответствия закона изме­няющимся потребностям людей и вместе с тем их изменяющимся "естественным представлениям о справедливости".

Законы, соответствующие справедливости, выступают как средство ограждения и защиты "мудрых" от "толпы", как публич­ная гарантия свободы, безопасности и автономии индивида. "Зако­ны, — говорит Эпикур, — изданы ради мудрых, — не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла"2.

Эпикуровская договорная трактовка государства и права под­разумевает равенство, свободу и независимость членов договорного общения и по существу является исторически первой философ-ско-правовой концепцией либерализма и либерального индиви­дуализма. Важная линия связи тянется от договорно-правовой кон­цепции Эпикура к идеям общественного договора Нового времени.