logo
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 575

Ведущей фигурой в кругу неогегельянцев, обращавшихся к философии права, был Ю. Биндер. У него были многочисленные ученики и последователи не только в Германии, но и в Голландии и скандинавских странах. Начав как неокантианский историк рим­ского права, он уже в 20-е годы (в 1925 г. вышла его работа "Фило­софия права") от Канта переходит к Гегелю и, ссылаясь на гегелев­ское учение, предпринимает значительные усилия для выделения "философии права" в самостоятельное направление, отличая ее от распространенного в то время "всеобщего учения о праве".

В дальнейшем неогегельянские интерпретации политико-пра­вового учения Гегеля, в соответствии с традицией также и юри­стов-гегельянцев XIX в. (А. Лассон и др.), протекали главным обра­зом в русле философии права. При этом предмет и метод филосо­фии права определялись вполне по Гегелю. "Предмет философии права, — отмечал К. Ларенц, — идея права, а ее метод — диалек­тика, позволяющая раскрыть путь этой идеи"1.

В работе "Государственный резон и нравственность" (1929) Биндер с позиций неогегельянства обосновывал политическую и нравственную оправданность войны, поскольку речь идет не о стрем­лении к власти ради власти и голом экспансионизме лишь числен­но и материально сильного народа, а о стремлении к власти во имя нравственной сущности государства и блага нации. Самоутвержде­ние через войну национального и культурного государства абсо­лютно нравственно, покуда только нация способна показать свое право на бытие и действительность на суде истории и разума.

Весьма показательно для позиции Биндера его выступление на первом конгрессе неогегельянцев в 1930 г. В нападках на либе­рализм и демократизм Ю.Биндер использовал гегелевскую катего­рию вне-себя-бытия и отчужденности духа для критики Веймар­ской республики. Со ссылкой на "гегелевское последовательное выступление за монархию"2 он атаковал республику как государ­ственную форму.

Антидемократизм и антилиберализм, авторитаризм и антиин­дивидуализм, оправдание войны и борьбы между народами, нацио­нализм, атаки против принципов международного права (с позиций произвольно интерпретируемого гегелевского "внешнего государ­ственного права") и различного рода международных сообществ государств (типа "Лиги наций"), понимание государства как тоталь­ности и т.п. — излюбленные идеи, аспекты и темы неогегельянских интерпретаций философии права Гегеля.

"Идея грядущего золотого века, мысль Фихте о царстве чисто­го разума, в котором исчезнет государство, религиозный анархизм

1 Larenz K. Rechts- und Staatsphilosophie der Gegenwart. Berlin, 1931, S. 109.

2 Binder J. Die Freiheit als Recht // Verhandlungen des ersten Hegelskongresses. Tьbingen, 1931, S. 202.

576