logo
Философия1

Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

Существенное значение для всей концепции правового госу­дарства в целом и его основных компонентов имеют предусмотрен­ные Конституцией формы и процедуры не только общесудебной защиты правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц в частно­правовых и публично-правовых отношениях, но и специального судебного контроля за правовым и конституционно-правовым ка­чеством действующих нормативных актов, за конституционностью и правовым характером действий (или бездействия) органов госу­дарственной власти и должностных лиц.

Так, Конституция (п. 2 ст. 46) закрепляет такую важную фор­му судебно-правового контроля общих судов, как обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, общественных объе­динений и должностных лиц. Согласно Конституции (п. 2 ст. 120), суд при рассмотрении конкретных дел проверяет соответствие под­законных актов закону, и если при этом будет установлено несоот­ветствие между ними, решение должно быть принято в соответст­вии с законом. Кроме того суды, по новой Конституции (п. 4 ст. 125), вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд Россий­ской Федерации о проверке конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, нарушающе­го конституционные права и свободы граждан.

Широким кругом полномочий в области конституционного контроля за нормативными актами и действиями государственных органов наделен Конституцией (ст. 125) Конституционный Суд Российской Федерации. В сферу осуществляемого им контроля входят: разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных актов, раз­решение споров о компетенции, проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, нарушающего консти­туционные права и свободы граждан, толкование Конституции Рос­сийской Федерации.

В своей деятельности по осуществлению конституционного контроля Конституционный Суд, в силу закрепления в новой Кон­ституции общерегулятивного значения прав и свобод человека, а также признания принципов и норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации, по су­ществу может и вправе, не ограничиваясь позитивными нормами Конституции, руководствоваться также общеправовыми принци­пами и положениями. По логике характерного для новой Консти­туции правового подхода, конституционно-правовой контроль Конституционного Суда — это по своей сути общеправовой кон­троль за нормативными актами и действиями органов власти. Такой характер и смысл функций Конституционного Суда в полной мере соответствует новой правовой идеологии Конституции, идее