logo
Философия1

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

279

1 Там же. С. 133.

2 См.: Резолюция Всесоюзного совещания по подготовке кадров советского строи­тельства и права (6 января 1931 г.) // Советское государство и революция права, 1931, № 2. С. 165—175.

3 Там же. С. 171.

4 Там же. С. 173.

5 Пашуканис Е. Государство и право при социализме // Советское государство, 1936, № 3. С. 4.

6 Пашуканис Е. Положение на теоретическом правовом фронте // Советское госу­дарство и революция права, 1930, № 11—12. С. 41.

Теперь же он, открещиваясь от своей прежней позиции, от концепции "буржуазности" всякого права и т. д. как "антимаркси­стской путаницы"1, начал толковать советское право как право со­циалистическое с самого начала его возникновения. "Великая со­циалистическая Октябрьская революция, — пояснял он, — нанес­ла удар капиталистической частной собственности и положила на­чало новой социалистической системе права. В этом основное и глав­ное для понимания советского права, его социалистической сущно­сти как права пролетарского государства"2.

Если раньше предстоящее завершение нэпа и победа социа­лизма для Пашуканиса означали конец права и переход к органи­зационно-техническим и планово-управленческим нормам, то те­перь ликвидация многоукладности хозяйства, по его утверждению, "не начало какого-то отмирания права, а наступление того перио­да, когда содержанием советского социалистического права и в го­роде и в деревне стали однотипные социалистические производст­венные отношения"3. И вплоть до полного коммунизма сохраняется социалистическое государство (в виде диктатуры пролетариата) и социалистическое право (в виде принудительных требований и ус­тановлений диктатуры пролетариата — "права социалистического государства"), "ибо только в высшей фазе коммунизма люди нау­чатся работать без надсмотрщиков и без норм права"4.

Под "социалистическим правом" как "орудием политики проле­тариата"6 Пашуканис теперь в духе советского легизма фактически имеет в виду систему "норм права", устанавливаемых органами дик­татуры пролетариата. Показательно в этой связи настойчивое акцен­тирование Пашуканисом внимания именно на нормах права (что ра­нее он квалифицировал как проявление буржуазного нормативизма), подчеркивание им в новых условиях "необходимости нормы права и аппарата принуждения, без которых право ничто"6. Характерно и то, что "социалистическое право" Пашуканис понимал как "право социа­листического государства". Говоря при этом об усилении государст­венной власти, под "государством" он прежде всего имел в виду аппарат власти и принуждения. "Социалистическое общество, — от­мечал он, — организовано как общество государственное"7. И чтобы выдать все это за достижение диктатуры пролетариата, он голослов­но утверждал, будто "деятельность самого государственного аппара­та есть в то же время и общественная деятельность"8.

1 Пашуканис Е. Государство и право при социализме. С. 8. ! Там же.

3 Там же. С. 8.

4 Там же. С. 7.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

" Там же. С. 6.

280 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Эти и сходные утверждения свидетельствуют о том, что в вы­двинутой Пашуканисом концепции "социалистического права" по существу предвосхищались основные положения той легистской, властно-нормативной (или т. н. "узконормативной") концепции пра­ва, которую несколько позже взяли на вооружение, по-своему мо­дифицировали и навязали всем Вышинский и его окружение.

Идеи признания и защиты "системы советского социалистиче­ского права", "социалистического правопорядка" и т. д. развива­лись и в последующих публикациях Пашуканиса (вплоть до его ареста и казни в 1937 г.)1.

В духе времени "учение т. Сталина о всемерном укреплении государственной власти" он восхваляет как "одно из величайших достижений марксистско-ленинской теории", служащее "важней­шим теоретическим введением к новой советской Конституции" и дающее "конкретный ответ о путях движения к высшей фазе ком­мунизма"2.

В связи с декларативными положениями сталинской консти­туции 1936 г. он говорил о "принципе верховенства закона", о по­требности в "общих нормах закона" и т. п., одновременно (с опорой на Ленина) отвергая объективно необходимые условия и предпо­сылки такого верховенства закона — разделение властей, отделе­ние власти законодательной от исполнительной и т. д.

Да и сами понятия "закон", "нормы закона", "социалистиче­ская законность" в трактовке Пашуканиса лишены своего правово­го смысла и представлены лишь как политические средства выра­жения и реализации директив правящей большевистской партии, которая, по его словам, "никогда не делала фетиша из незыблемо­сти закона"3. Пашуканис прямо и откровенно отмечает, что ядро закона — это "руководящие указания партии"4.

Вслед за Пашуканисом сходные представления о "социалисти­ческом праве" были развиты и в статье его сторонника М. Доценко. "Исходными теоретическими положениями для теории советского социалистического права, — утверждал он, — являются работы классиков марксизма, особенно работы Ленина и Сталина"5. Со­гласно новой версии (Пашуканиса и Доценко), советское право с первых дней пролетарской революции было социалистическим пра­вом по его целям, задачам, направлению. "С победой социализма в городе и деревне, — продолжает Доценко эту новую легенду, —